Что ищем?

Отечественная керамика

Отечественная керамика

Отечественная керамика

Листая старые журналы…..

Как всякой женщине, мне свойственно чувство прекрасного: поход в театр, музей, на выставку всегда был событием, оставляющим в душе след и желание поделиться своими впечатлениями. Но это – высокое искусство. А красоты хочется и в повседневной жизни. И одним из таких увлечений  была посуда: красивая, изящная, тонкая. Редко пропускаю витрину с подобными предметами быта. Как приятно рассматривать, держа в руках, причудливо изогнутую, почти невесомую чайную или кофейную чашечку. Какая мастерская работа, а роспись! Отечественная керамика. Восхищению нет предела!!!

К чему это лирическое вступление? А вот к чему. Как-то, листая подшивку старых журналов, наткнулась на статью о Московском товариществе М. С. Кузнецова под заглавием «Отечественная керамика и её представители». Прочла с интересом. Кто же не знает и не слыхал о знаменитой «фарфоровой империи» Кузнецовых? Тем более, что и у меня есть тарелка из сервиза и маленький белый сливочник, изготовленные в конце 19 века на одной из фабрик.

В статье как раз и поднимается вопрос о развитии художественного вкуса у покупателей, умении отличать рыночные изделия от подлинных произведений искусства.

О том, как все начиналось, об основателе династии — Терентии Яковлевиче Кузнецове и его сыновьях, написаны книги. Я лишь коснусь описания тех изделий, что представлены в статье. Изображения, правда, черно- белые, но рисунок на изделиях хорошо просматривается.

Вот, к примеру, майоликовая ваза, выдержанная в «ново – греческом» стиле. Она украшена настолько тонким изящным узором, с углублениями и выпуклостями, удачным подбором тонов, что производит впечатление высокохудожественного произведения.

 Отечественная керамика Майоликовая ваза

 

Чайник из сервиза М.С Кузнецова орнаментально выдержан в «византийском» стиле и выполнен горельефом. Поверхность изделия покрыта перемежающим матовым и полированным золотом.

Отечественная керамика и её представители

А какой красоты майоликовые и фарфоровые вазы с разноцветной глазурью.

майоликовые и фарфоровые вазы с разноцветной глазурью

«Ваза с подсолнухами»…. Она выполнена по рисунку художников Строгановского училища и притягивает внимание красочностью и контрастами тонов.

Как и майоликовый кувшин в «сирийском» стиле, покрытый тёмного тона поливой, отличающийся тонкостью горельефного узора.

майоликовый кувшин в «сирийском» стиле

А вот и знаменитое блюдо «Садко», выполненное по рисунку Михаила Врубеля.

Восхищению нет предела

«Садко» Врубель

В 1898- 1900 годах М. А. Врубелем, под впечатлением оперы Н.А. Римского – Корсакова «Садко», был создан целый цикл работ. Кузнецов пригласил художника к сотрудничеству. Врубель согласился, так как он заинтересовался живописными возможностями керамики. Им было сделано  несколько эскизов блюда «Садко у Ильмень озера». Сюжет сказочный – былина о Садко.

Блюдо было изготовлено на Дулевском фарфоровом заводе в технике майолики. Результат восхитил художника. «Переливы тонов от белых , оливковых и охристых перетекали в нежно-голубые, изумрудные и синие цвета».

Именно с этим блюдом связана история несостоявшейся дуэли между В. Серовым (другом М. Врубеля) и М.С. Кузнецовым. Суть состояла в том, что  при дальнейшем изготовлении на заводе была самовольно изменена композиция рисунка на блюде, и даже перенесена была на другие изделия (без уведомления об этом автора рисунка). Была задета честь художника. За него вступился  Валентин Серов и на предложение извиниться  перед Врубелем и отменить тиражирование сюжета, получил отказ. Вот тогда он и вызвал М.С Кузнецова на дуэль. К счастью, все закончилось мирно. Здравый смысл и боязнь подмочить репутацию возобладали. Кузнецов смирил гордыню и извинился перед художниками.

Действительно, участие таких художников, как В.М. Васнецов, Н.Н. Каразин, М. А. Врубель в разработке росписей изделий привели к все более возрастающему интересу к фарфоровым и фаянсовым изделиям Кузнецова.

Тут надо сказать, что на производство таких изделий шла, главным образом, качественная отечественная глина из Черниговской губернии  (глуховские глины), а так же Тверской,  Екатеринославской, Воронежской и некоторых южных губерний. Небольшое количество глины выписывалось из Англии, а из Швеции — Товарищество получало часть потребляемого шпата и кварца.

Высокохудожественное исполнение изделий было требованием времени. «Товарищество фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова» с 1889 года принимало участие в Международных выставках (Париж -1889 и 1900гг.) А на эти выставки с плохим товаром не поедешь. Уровень и статус — не позволял! Покупатели, особенно  иностранные, ценили качественную продукцию, выполненную в популярном тогда, русском стиле.

Всматриваясь в рисунки, любуясь изделиями, выполненными более ста лет назад, ловишь себя на мысли: как современно и достойно они выглядят.

Как истинные шедевры, они вызывают восхищение и уважение к их создателям.

М.Л. «Отечественная керамика и её представители.»

Литература:

1.Керамическое обозрение,1903, №10,с 167-170.

2.В.Коростышевский. Русская порода.-М.,2019.