Брак на фарфоре и фаянсе
Несовершенство или Уникальность.
К началу XVIII века предметы из керамики (украшения и посуда) заняли прочное место в быту Российских правителей. Придворные, да и остальные имущие городские обыватели, подражая дворцовым вкусам, тут же подхватили эту моду, желая украшать своё жилище под стать дворцам соответствующей мебелью, картинами и в том числе изделиями «цененными» (поливная керамика) и из новомодного «порцелина» (фарфора). И здесь всех подстерегал брак. Брак на фарфоре и фаянсе. Но приобрести «порцелиновую» посуду было непросто. Число фабрик в Европе было не велико. Изделий поступающих в заграничную продажу было так же мало, и цена соответственно была весьма высока. То, что привозили из Китая, было так же не многочисленно и дорого. Назрела необходимость создания отечественного производства.
После продолжительных опытов, Дмитрий Иванович Виноградов осчастливил Императорский двор и его приближенных, фарфоровыми изделиями российского производства. Чашка его изготовления — «Виноград не смотря на то, что это только опытный образец, выглядит изумительно.
После такого зачина, при определённой поддержке правительства, в России стали появляться и частные фарфоровые заведения. Вот он российский ответ «востоку и западу». Ассортимент фабрик был сформирован в угоду потребителям. Большей частью это подражание модному на тот момент английскому фарфору и изделиям Императорского завода, бравшим за образцы так же импортные изделия.
Частные производства были разного уровня. Так Гарднер мог выполнять заказы Высочайшего Двора, а завод Попова или завод Сафронова работали на обывательскую публику. Кто то, как Юсуповы, могли пригласить иностранных опытных мастеров, а у кого- то были отечественные «самородки», которыми владельцы фабрик, так же весьма дорожили. Да и как не дорожить. Ведь все держалось на опыте и умении мастеров.
Это и другие производственные моменты определяли добротность выпускаемой продукции. Фарфоровая масса составлялась по различным рецептам. Её качество зависело от того, какая глина (каолин) использовалась. Например, гжельская или оренбургская. Гжельская глина давала массе желтоватый оттенок, оренбургская давала более белый цвет даже с голубоватым отливом и лучше принимала краски. Гжельская глина плохо освобождалась от колчедана, который проявлялся черными точками после обжига.
Глина, смешанная с размолотыми кусками кварца и полевого шпата превращается в фарфоровую массу. Для освобождения от примесей она должна была «вылежаться» в специальных подвалах или просто в земляных ямах. При отсутствии совершенных механизмов перемалывания ингредиентов, масса получалась не такая идеальная. Она могла в связи с производственной необходимостью, просто «не долежать» до нужного состояния. И как результат, во многих изделиях того времени можно видеть черные включения.
Такой брак на фарфоре и фаянсе попадается не только на изделиях не больших производств, но и на изделиях солидных фабрик (и отечественных, и иностранных). Такие издержки производства декорировались рисунком или фоном (крытьём). Отдельным темным включения (точкам) могли придать, например, вид звёздочки или цветочка. Ну не уничтожать же готовую вещь из-за такой ерунды.
Так же, по-разному составлялась глазурь и производился обжиг. Выдержать температурный режим 1200-1400 градусов в полукустарных условиях не просто. Что бы обжечь фарфор без единого порока, требуется большой опыт и искусство.
От хорошей глазури зависело красочное покрытие изделий. На изделиях фабрики Батениных дошедших до наших дней, золотое крытьё во многих местах сильно потёрто. Должные технологии явно были не выдержаны. Но от этого батенинские предметы в цене совсем не теряют.
Рисунки на керамике это вообще отдельная тема. Тут есть все, от произведений величайших мастеров, да обычных «агашек» на трактирной посуде. И каждое творение уникально.
А декалькомания. Попадаются довольно забавные картинки на фарфоре. К примеру, достопримечательности Петербурга, где архитектурные пропорции искажены на столько, что если бы не подпись догадаться о том, что это, совсем не просто. И такие курьёзные вещи так же привлекают внимание коллекционеров.
Брак на фарфоре и фаянсе — косьё.
Формирование керамических предметов производилось за частую ручным способом с применением простых приспособлений, шаблонов, ножного круга, точила. Сформировать качественное изделие в таких условиях требовало большого умения. «Косьё» тарелок и блюдец, разная толщина черепка были довольно таки распространёнными явлениями в керамическом деле.
Но иногда и производственные пороки становились достоинствами изделий. Например, трещины на глазури- «кракелюр», были весьма модны. Кракелюр делали специально. Это придавало керамическим предметам «очарование старины».
Не смотря на мастерство производителей посуды, изделий с технологическими пороками было в массовом производстве достаточно. И внедрение в массовое керамическое производство новой техники, приспособлений, станков, окончательно проблему не решало. Процент бракованных изделий всегда присутствовал.
В конце 19 и начале 20-го века, очень часто перед Пасхой или перед Рождеством, в газетах появлялись объявления о продаже фарфоро- фаянсового «брака» по бросовым ценам. Народ охотно покупал такие изделия. Объявления такого рода, поступали от крупных производителей, например от фирмы «Бр. Корниловы» или королей Российского фарфора М.С. и И.Е. Кузнецовых.
Можно было прочитать такую рекламу отдела бракованной посуды Т-ва И.Е. Кузнецова — «Фарфор, фаянс, хрусталь собственной фабрики. К предстоящему празднику, получена со всех фабрик, большие партии забракованной посуды, как то сервизы, столовая посуда, чайная и т. д .»
Реклама в газете «Московский листок» 1913г.
Есть версия, что у Кузнецовых (ещё до появления ГОСТов) уже существовала цветовая дифференциация сортов изделий. Таким образом брак на фарфоре и фаянсе обозначали как: Красный 1-й сорт, синий 2-й сорт, зелёный 3-й сорт. Возможно. Но вот для «бракованных изделий»- изделий с небольшим изъяном у И.Е. Кузнецова, было особое клеймо –литеры BR. в круге.
Клеймо ставилось обычно как дополнительное надглазурное, всегда красного цвета. В паре с ним почти всегда ставилось фабричное клеймо в «тесте» изображавшее «мадридский орден» (награда за выставку в Мадриде 1890 года). Вероятно «BR.» это сокращённое слово-«Брак»-« Broken dishes» (битая, бракованная посуда).
Такое вот завуалированное обозначение не очень приятного слова «Брак». И действительно все предметы или их фрагменты, которые мне попадались с таким клеймом, были с не большими дефектами. Как то: включения в массе, смещения в печати, некачественный рисунок, а так же «косьё» и «кривьё»- неправильные формы изделия. Помимо этого в Москве существовала целая фирма «Брак», специализировавшаяся на торговле посудой, в том числе и фарфоровой, с определёнными изъянами.
Благодаря таким распродажам Брака на фарфоре и фаянсе мы сейчас имеем в своих коллекциях, да и просто в обиходе такую «не стандартную» посуду.
Все эти «технологические недочёты», которые можно увидеть на теперь уже антикварных керамических изделиях, придают им определённый шарм и индивидуальность.
Любое изделие, изготовленное с применением ручного труда, несёт своего рода отпечаток души мастера, отпечаток эпохи. А изделие с «небольшим производственным изъяном», помимо этого ещё обладает неповторимостью. Ведь несовершенство, в сущности, дар уникальности.
Литература: Императорский Фарфоровый завод. 1744-1904, Предисл.: бар. Н. Б. фон-Вольф, СПб.1906г.
Культурно-исторический очерк жизни Санкт-Петербурга за два века XVIII и XIX. Божерянов И. Н., 1903г.
Керамика и стекло//, №3-4, 1927 года. Московский Листок//№2,1899 год.
Описание столичного города Санкт- Петербурга. И. Г. Георги, 1794 Ч2. (стр. 679)
Столица и усадьба, №28, (1915, 15 февраля), стр.3, Старый Петербург, Торговля фарфором в XVIII веке.
Техническая Энциклопедия. Ред.- Мартенс Р.К., Т24, Москва, 1934 год. Частные фарфоровые заводы Российской империи 1736-1917, Издательство: Санкт-Петербург Оркестр, 2011г.