Из истории фабрики Minton
Немного из истории фабрики Минтона (Minton Stoke-on-Trent)
Одно из рекламных изданий конца 19-го века, рассказывавшее российским покупателям о заграничных предметах роскоши, описывало среди европейских предприятий фабрику фарфоровых изделий Минтон (Minton) в городе Сток-он-Трент (Stoke-on-Trent).
В Санкт- Петербурге изделия этой фирмы можно было купить например в «Английском магазине» Николса и Плинке на Невском проспекте, предлагавшим предметы роскоши для состоятельных и знатных петербуржцев.
Славящаяся в Англии и Европе фабрика основана в 1788 году Томосом Минтоном, являвшегося учеником известного мастера Джона Тернера (John Turner) из Шропшира (Shropshire), который в свою очередь был другом и коммерческим конкурентом Джозия Веджвуда (Josiah Wedgwood).
Томас Минтон (Thomas Minton )изучил искусство гравирования на фабрике в Коглей (Caughley Pottery Works). Томас присутствовал на опытах, которые ставил Тернер по составлению синей фарфоровой массы. Минтон, как полагают, так же работал над пейзажными узорами в стиле «шинуазри».
В 1788 году Томас купил в Стоке (Stoke-upon-Trent) землю и построил на ней фабрику.
Томас Минтон изобрёл для изделий новый декор- фарфоровое «ивовое плетение» (подобие плетения корзин из ивовых прутьев) — English willow pattern (английский ивовый узор). Вариации «ивы» Минтона и другие узоры впоследствии приобрёл Spode и другие фабрики.
В течении первых лет работы, фабрика Минтон, занималась производством фаянса с монохромными украшениями в стиле «нанкинский фарфор» (Нанкин — бывшая столица Китая).
Многолетний труд 50-ти рабочих, которые трудились на фабрике, привёл к успехам.
В 1798 году Минтон делает опыт по производству прозрачного фарфора, который к сожалению, не удался.
Шесть лет спустя мастер берёт в компаньоны двух сыновей. Один из них Герберт Минтон (Herbert Minton) быстро продвинул вперёд дела фабрики. Имя это вскоре стало известно всей Европе. Герберта можно определить к разряду тех фабрикантов, которые верны традициям, дошедшим от основателя рода и передающие из поколения в поколение энергию, страсть к улучшению, открытиям и изобретательности.
В 1821 году Герберт Минтон возобновил опыты отца по фабрикации прозрачного фарфора. Мастер собрал отцовский опыт и добился успеха. Так же Герберт развил производство фаянса с рисунком, разработав для этого новые рецепты составления красок.
После смерти отца в 1836 году Минтон встаёт во главе фирмы и ставит перед фирмой новые задачи.
Первое на что новый хозяин обратил внимание это качество эмали и теста, яркость цвета и прочность изделий.
Минтон приглашает к себе на фирму Леона Арно (Joseph Francois Leon Arnoux), замечательного химика, благодаря стараниям которого, вскоре фирма творит прекрасные образцы розовых фарфоров «a la Du Barrey» (название вероятно связано с именем Жанны Дюбари фаворитки французского короля Людовика XV), а так же фарфора бирюзового и темно синего цвета.
Также мастером разрабатывались цветные свинцовые глазури и технологию обжига для очень успешной свинцовой глазури Palissy от Minton.
В это же время фабрика занималась поиском решений по фарфору близкого в технических характеристиках к стеклу.
Дело шло о нанесении «ответного удара» немецким мастерам фарфора, которые заполнили рынок Англии.
С 1848 года Герберт взял в компаньоны племянников Михаила Дентри — Холлинс и Колин-Минтон-Кемпбелля. Ребята начинали рабочими на фабрике дяди. Теперь эти трое успешно руководили фабрикой.
в 1845 году и Герберт основал фирму по изготовлению плитки Minton, Hollins & Company, которая была в авангарде большого рынка как поставщик прочной декоративной отделочной плитки для стен и полов в церквях, особняках и общественных зданиях.
Герберт восстановил утерянный секрет рисования восковыми красками по стеклу, добавив новые цвета- каштановый, сливочный, чёрный, жёлтый и другие трудно воспроизводимые на керамике.
В 1840-м году Герберт купил у Прозера (инженер-технолог Richard Proser) технологию сплава битого фарфора и применил её к производству фарфоровых пуговиц. Вскоре перешёл на новую французскую технологию.
Используя знания Леона Арно по части эмалей, Герберт занялся «древними фаянсами». Древние фаянсы были специализацией Stoke –ской фабрики, которая наполняла этим товаром Европейский рынок. (Под «древними фаянсами» понимаются фаянсовые изделия повторяющие стиль итальянской глазурованной майолики эпохи Возрождения).
За «древние фаянсы», на выставке 1851 года, Минтон получил большую медаль. На выставке представили десертный прибор, который удостоила внимания королева Виктория.
Выставка в Америке 1853 года так же принесла успех Герберту Минтону.
Журналисты на выставке в Париже в 1855 году, на которой Минтон завоевали золотую медаль, отмечали- «Работы господ Герберта, Минтона и компании из Сток-он-Трент: киоск, вызывающий всеобщее внимание и, следовательно, уважение представителей всех стран. В результате выставленные предметы были проданы, многие из них императору и императрице, несмотря на то, что в распоряжении императора находится Севр».
В 1857 году в Манчестере Минтон получает почётную медаль за гончарное дело.
С фирмой Минтон сотрудничали скульпторы Бертель Торвальдсен, Карре- Беллез (Albert-Ernest Carrier-Belleuse )и художники Антуан Буллемье, Ассор.

Тарелка Минтон.Minton подражание Китайскому стилю. 1848 год. Один из предметов магазина сайта.
В 1858 году Герберт Минтон скончался в городе Торки (Torquay) — город на южном побережье Англии в графстве Девон.
После смерти Герберта Минтона фабрика осталась в руках племянников.
Михаил-Дентрис Галлинс (Холлинс) вскоре возглавит фабрику по изготовлению облицовочной керамики Hollins & Co, продолжая использовать марку Минтон.
Оставшись один Минтон-Кемпбелль (Colin Minton Campbell) пригласил к сотрудничеству двоюродных братьев Томаса- Вильяма Минтон и Герберта Минтон.
Увлечение Колина Кэмпбелла восточным искусством приводит к созданию производства фарфора Minton’s China Works, ориентированного на изготовление изделий с восточными мотивами.
Прекрасный тандем двух производств можно увидеть в лондонском Музее Виктории и Альберта.
Потолки и декор стеновых панелей выполнены производством Колина Минтона Кемпбелла, а украшение пола и лестницы принадлежат работе фабрики Hollins & Co.
В 1870 году были запатентованы открытия Кемпбелла в области мозаичной живописи.
В этом же году Минтон устраивает мастерские в Кенгсигтоне. В том же году на фабрике случается пожар. Фабрика выстояла в этот не простой момент.
Директорами фабрики были лучшие живописцы Лондона. Сначала Колеман, потом Эльдон, Стюарт Вортлей, Марст.
Одним из известных работников фабрики Минтон был Марк-Луи-Эммануэль Солон (Marc-Louis-Emmanuel Solon). Его псевдоним Майлз. Он был известным французским художником по фарфору. Начав карьеру в Севрской керамической мастерской, он переехал в Сток-он-Трент в 1870 году, чтобы работать в Mintons, где стал одним из ведущих представителей техники керамического декора под названием pâte-sur-pâte. Лучшими работами Минтонов многие считают работы украшения из белого теста по бледно зелёному фону.
В конце викторианской эпохи работы Минтона стоили дорого.
С середины 1890-х годов Минтон внёс большой вклад в керамику в стиле ар-нуво, представив прекрасный ассортимент майоликовых изделий, многие из которых разрабатывал сын Марка-Луи Солона Леоном Солоном и его коллега Джон Уодсворт. Солон представил дизайн под влиянием художественного движения Венского сецессиона, основанного Густавом Климтом, а ассортимент глиняной посуды, в период с 1901 по 1916 год, назван «Сецессионистская посуда». Эта посуда творилась с использованием промышленных технологий, что делало изготовление относительно дешёвым и нацеленным на широкий рынок.
Произведения фабрики, как уже отмечалось, были популярны по всему миру. Недаром на клейме фирмы Минтон земной шар. Применяемые фирмой технологии, формы, приёмы нашли подражателей по всему свету. Конечно, в России подражали Минтону многие керамические фабрики, как Императорский завод, так и частные производства, к примеру фарфор заводчики Кузнецовы. Существовала стилизация от полного подражания до отдельных элементов с привнесением своей самобытности. Эти «подражательные» произведения так же ценятся современными коллекционерами, как и произведения оригинального Минтон.
А найти изделия русского декоративно-прикладного искусства можно и в Англии.
К началу XX века выработка керамики на фабрике Минтон уменьшилось.
По окончании Второй Мировой Войны фабрику восстановили при участии уже следующего наследника семейства Минтон – Джона Хартилла (J. E. Hartill). На фабрике производили в основном столовую посуду.
В 90-х годах XX века фабрика, на грани банкротства, входит в состав Royal Doulton.
Однако и здесь бизнес остаётся убыточным, вследствие чего происходит поглощение фабрики компанией Waterford Wedgwood.
Сегодня от заводов с такой историей осталось лишь имя.
Название Minton Hollins используется в маркировке керамической плитки британской фирмы – Johnson Tiles.