Что ищем?

«Ведмедики» и не только

«Ведмедики» и не только

«Ведмедики» и не только

«Ведмедики»

Ремесло стеклоделия на Руси было известно ещё в XI-XII веках. Связи с Византией оказывали влияние на развитие стекольного производства. В основном это были не большие стеклодувные мастерские при церквях, вырабатывавшие изделия цветного стекла. Из стекла делали украшения, сосуды, «оконные диски» или бутылки-медведи.

Но татаро-монгольское нашествие приостановило древнерусский «технологический прогресс».

Умение варить стекло все же сохранилось. В западнорусских землях, оказавшихся под властью Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой, происходило формирование украинского и белорусского народов. Здесь стеклоделие возрождается в ХVI веке.

Первые упоминания о наличии в Белоруссии мастеров стекольного дела относятся к 1524 году. А на Украине первые сведения о стекольном производстве относятся к 1555 году.

До появления в Московии Юлиуса Койета, считающегося родоначальником стекольного производства в России было ещё почти сто лет.

В XVII столетии на территории Белоруссии и Украины было большое количество стекольных производств.

Открываемые там мастерские назывались «гутами» (от иноземного «hutte»-землянка, лачуга). Выпускаемое там  бытовое стекло пользовалось популярностью в Московском государстве. Не смотря на свою не высокую прозрачность и грубоватые формы, изделия привлекали простой народ своей весёлостью и жизнерадостностью.

Ассортимент бытовой посуды был разнообразен — фляги, сулеи, скляницы, кружки, бочонки (барилки, кюхли), кувшины, и т.д..

барилки, кюхли

Бочонок (Кюхля)-XVIIIв.

Выполнялись эти предметы из зелёного стекла.

Помимо посуды утилитарной формы привозилась, а после уже и производилась на вновь созданных российских заводах, фигурная посуда. Это были стеклянные сосуды в виде птиц и животных.  Сохранившиеся образцы, как отмечают специалисты, отличаются наивностью, угловатостью формы, но вполне профессионально выполнены в плане функциональности. В музейных собраниях есть бутыли в виде курицы, петуха, коня, медведя.

Бочонок конь

Бочонок (кюхля)-XVIIIв.

На Украине самым популярным видом стеклянной посуды были «ведмедики», бутылки в форме медведя. Культ этого зверя сохранял своё значение во многих обрядах, как украинских, так и русских.

медведь сосуд

Сосуд в форме медведя (XVIIIв) бутылки медведи.

На Руси верили, что нечистая сила не может принимать облик медведя. «Медведь от Бога», — говорили крестьяне Олонецкой губернии. А в украинской легенде «старый дед» обращает человека и делает его сначала богом, потом медведем.  Медведя воспринимали как символ здоровья и силы, и наделяли его  силой воспроизводство нового поколения. Поэтому медведь был важным образом на свадьбах. Жениха и невесту нередко в песнях звали «медведь» и «медведица». Молодых часто сажали на шкуры медведей, а также они могли провести первую брачную ночь на шкурах этого животного.

По-разному делали  изделия в виде этого животного, мастера украинские и русские. Одни делали его сказочным, мифическим зверем, а другие стремились сделать его схожим с мишкой бродячих скоморохов.

Много разных птиц и зверей делали стеклодувы мастера. Со временем появлялись и слоны и обезьяны, и попугаи и павлины.

Волна «бутылок с сюжетом» накатила на Россию в первой половине XIX века, когда из Франции стали поступать напитки в таре изображавшей к примеру лиру, ананас, черепаху, дельфина и т.д.

К концу XIX века в России появились машины для изготовления прессованного стекла. Стеклозаводчики внимали заказам производителей напитков, которые в свою очередь искали новые пути в борьбе за привлечение покупателя. Помимо иностранных аналогов, создавались и новые формы бутылок. Среди экзотических негров, акробатов, купидонов, дельфинов были и такие родные для русской души: лубочные мужики балалаечники и  гармонисты, рыба-карась и конечно медведь.

«Ведмедики» и не только«Ведмедики» и не только

Бутылки –Медведь и Карась из рекламного проспекта посуд Товарищества «Н.Л. Шустов с сыновьями».

Но это были уже другие бутылки-медведи. Были они массового промышленного производства. Та неповторимость которую давало кустарное «свободное выдувание»-ушло.

Но были и у этих медведей свои особенности. Одни были сделаны  из не прозрачного глушённого стекла, другие из прозрачного стекла разной расцветки. У медведей, которых делали для Торгового Дома Петра Смирнова, правая лапа прижата к груди, а левая лежит на животе, а у медведей Шустова обе лапы опущены и на шее висит медаль на которой помещалась этикетка. Разливали напитки в подобные бутылки не только эти известные конкуренты, а так же другие водочно — коньячные  промышленники.

коллекция из стекла бутылочного бутылки-медведи

Бутылки-медведи различного цвета.

бутылки-медведи стекло редкое

бутылки-медведи из матового стекла

«медведи» из глушенного (не прозрачного) стекла смирновской формы и «медведи» шустовской формы.

Выпускались такие фигурные бутылки, к примеру — заводом  братьев Курженковых, стекольным предприятием А. Р. Ликфельда, заводом братьев  Костеревых.

 

 

Стеклянные бутылки-медведи исчезли уже в советский период, после окончания НЭПа, когда подобные художества не вписывались в массовый стандарт.

И интересный момент, когда в советской России вводилась метрическая система, бутылка –медведь, ещё была в ходу. Вместо привычных 1/20 ведра, появились «мишки» вместимостью 750грамм. Для увеличения объёма форма была доработана новой деталью. Теперь у мишки между лап был зажат бочонок.

бутылки-медведи зелёные

Медведь с бочонком, 1920-24г

Современные производства возрождают помимо оригинальных напитков и оригинальные виды тары. При этом бутылки создаются старым, до машинным способом- свободным выдуванием, «как раньше». Таре придаются как традиционные, так и современные виды. Появляется новый материал для коллекционирования, образцы которого, кстати, имеются в продаже на нашем сайте. Удачных покупок.

Источники: бутылки-медведи.

Русское стекло XVIIIв.- Долгих Е.В., 1985г.

Русское стекло. Начальная пора — Е.П. Смирнова.

Русские фигурные бутылки. Иллюстрированный альбом- Ушаков А., 2018г.

Стеклянный фольклор XVIIIвека — Ашарина Н.А.  Труды Гос. Ист. Муз., Вып. 75 М.-1990г.

Хрупкая красота-Черкасова Г. Русское искусство, №4, 2016г.

Вологодчина. Неиссякаемая дивность — Суров М.В., Вол.,2003г.