Что ищем?

Киево — Межигорская фаянсовая фабрика

Киево — Межигорская фаянсовая фабрика

Киево — Межигорская фаянсовая фабрика

  Киево — Межигорская фаянсовая фабрика: взгляд сквозь время.

  1. История фабрики.

Недалеко от Киева, где вице-губернатором был князь Хованский, вверх по Днепру, в конце 18 века возникла фабрика фаянсовых изделий. Вот как об этом пишет в своём сочинении Н. Закревский «Описание Киева»: «На земле, принадлежащей городу, между пластами гор, близ Межигорья, в 1796 году замечена была фарфоровая и фаянсовая глина, из которой немец  Краних сделал для образца несколько чашек и чайников…». В дальнейшем Киево — Межигорская фаянсовая фабрика. Образцовые изделия были представлены императрице Екатерине II и она изъявила сво1ё согласие на обустройство в Киеве фаянсовой фабрики. Но Указ об учреждении « близ Киева фабрики фаянсовых изделий, предоставляя для помещения оной остатки сгоревшего Межигорского монастыря ( в 1787г.)» подписывал в 1798г. уже её сын, Павел I. Киево - Межигорская фаянсовая фабрика В 1798 году Киевский магистрат приступил к устройству фабрики и приобретению машин. К этой фабрике было приписано 228 жителей казённого села Новые Петровцы, затем ещё 148 душ из деревни Валки. Плата им была положена тридцать шесть рублей в год. Но только в 1801 году началась выделка посуды. В 1803 году фабрика по решению Министерства внутренних дел была передана в распоряжение киевского губернатора Петра Панкратьева. Несмотря на заказы, предприятие было убыточным. Так, в 1805 году доход составлял 8.240 рублей, а  убыток – 4.001 руб., почти половина. А тут ещё случился пожар в 1810 году и все деревянные постройки и машины сгорели. И всё пришлось начинать заново. Благодаря неустанным заботам Киевского военного губернатора Милорадовича, выхлопотавшего из казны 200 тысяч  рублей, фабрика уже в начале 1813 года смогла возобновить свою деятельность. В 1813-1814гг. на фабрике значилось четыре стана при 283 рабочих . Выделывалось разной фаянсовой посуды на 101374 руб. В 1814 г. в Санкт-Петербург была доставлена большая  партия фаянсовой посуды для продажи в открывшемся магазине и которая была высоко оценена покупателями. Изделия Межигорской фабрики экспонировались на Петербургской выставке мануфактурных изделий в 1833г и на Московской – в 1835. На Петербургской выставке были представлены: вазы белые, чаша суповая с крышкой, соусник, тарелки с  голубой  каймой и листьями, корзины белые и зелёные, лотки, молочники, прибор для паштетов и чайный, кофейник, сахарница, чашки чайные и чашка полоскательная. По некоторым сведениям, на фабрике выпускались и фарфоровые изделия из местного каолина, но они встречаются крайне редко. В 1822 году городской магистрат, разочаровавшись в своих надеждах получать большую прибыль с фабрики, передаёт её со всеми строениями угодьями, лесами и крестьянами в ведение Кабинета Его Величества, за что получает компенсацию в  90 тысяч рублей ассигнациями. А ещё позже Указом от 25 августа 1848 года директору Стеклянного завода П.А. Языкову «повелено быть Управляющим Императорскими фарфоровыми, стеклянными заводами и Киево -Межигорской фаянсовой фабрикой».

и Киево -Межигорской фаянсовой фабрикой

П.А. Языкову

И до 1858 года она была в казённом заведении. Устройство паровых машин в 1857 году не вносит особого улучшения в дела фабрики и в 1858 году «по причине скудости доходов» она сдаётся в аренду за 6 тыс. серебром киевским купцам Барским на 30 лет. В 1863 году аренда была прекращена. Фабрика неоднократно перепродавалась на торгах, а в 1875 была передана Киевской удельной конторе. Но работа на ней была прекращена еще в 1874 году. В этом же году она закрылась окончательно. Печи были потушены, остатки непокрытой глазурью посуды были сложены в кладовой и использовались для подарков именитым посетителям Межигорской обители, которая была восстановлена в 1884 году. Судя по чертежам, зарисовкам, планам, сделанным губернским архитектором Иваном Кедриным по перестройке фаянсовой фабрики в 1817 году, все  было задумано и осуществлено с удобством для работы и процветания.

Фасад главного монастырского корпуса

Фасад главного монастырского корпуса переделанного архитектором И. Кедриным.

И , казалось бы, что для этого нет препятствий ни для роста, ни для развития. Тем более, что изделия фабрики были хорошего качества, завоевали известность и пользовались спросом в самых различных кругах общества. Но халатное ведение дела, интриги, неусыпная опека со всех сторон, подрыв личной инициативы сгубило все дело. К началу 20 века от фабрики не осталось никаких следов. От интенсивного, некогда, производства фаянса осталось лишь огромное количество необожженой посуды, да надгробные плиты на старом монастырском кладбище с сохранившимися именами директоров фабрики  40-х годов: надворного советника и кавалера, имевшего знак отличия беспорочной службы 35 лет и бронзовую медаль за 1812 год  О.М. Антонова, скончавшегося в 1841 г.; статского советника и кавалера, имевшего знак отличия беспорочной службы за 35 лет и бронзовую медаль  за 1812 год  С. Т .Крамалея, скончавшегося в 1846 г.; Иоанна Рейнгольд — Говениуса, скончавшегося в 1849 году, на 41 году от рождения. 2. Изделия фабрики. Изделий Межигорской фабрики, несмотря на почти семидесятипятилетнее существование,  сохранилось немного и все они не старше 30-50х годов 19 века. Самая богатая коллекция на начало 20 века принадлежала собирателю О. Г. Гансену. Все изделия по своему составу делятся на два типа. Часть их выдержана в стиле европейского искусства той эпохи, подражательная, а другая – в  местном стиле, имеющем своеобразные особенности, придающие ей особое очарование.

Изделий Межигорской фабрики

Коллекция О.Г. Гансена.

Например, ваза в стиле ампир с крылатой женской и двумя египетскими головками вместо ушек, или молочник с вакхической сценкой, словно скопированной с барельефа. А вот – на вазе- выступает из белой глазури тонкий абрис танцовщицы, полный грации и красоты. Этот сюжет часто повторяется, но уже в другом цвете.

Ваза Киево - Межигорская

Ваза в стиле ампир.

Фабрика выпускала целый ряд сервизов и тарелок, являющихся образцами перехода к производству изделий самобытного местного характера. Эти вещи делались по специальному заказу, на них часто встречаются гербы и монограммы заказчиков. Выпускались тарелки с изображением военных в мундирах эпохи 40-х годов, а также тарелки с изображением села Грузино, вотчины  А. А. Аракчеева, государственного деятеля  времён  Александра I.Тарелки окаймлены жёлтым ободком с гравированным орнаментом из листьев и надписью на одной из них «Часть сада в Грузине и развалины строений князя Меньшикова», на другой – изображение дома и стихи. Подпись художника на французском языке –D. Stepanoff  ( Д. Степанов).

Тарелки с изображением села Грузино, имения Аракчеева.

Характерный местный колорит носят тарелки с портретами писателей (Т. Шевченко, Кулиш), историка Н. Костомарова и других не менее известных  деятелей. Портреты воспроизведены барельефом и покрыты однотонным фоном, реже — другим , например, темно-синим.

Грузино Фаянс

Тарелки с изображением села Грузино

изображением Т. Шевченко

Тарелка с изображением Т. Шевченко.

По краям тарелок часто встречается орнамент, который можно назвать «межигорским» — вьющаяся трава повилика, растущая на полях Украины. Растительный, особенно лиственный – излюбленный узор Межигорья. Кувшины, увитые виноградной лозой, изображенной настолько искусно, что она кажется живой; а обвитые повиликой и дубовыми листьями, где ветка служит ручкой, поражают своей искусностью. Фарфор Киева

Кувшин и тазик для умывания.

Иногда на тарелках появляется другой рисунок- геометрический, из народного украинского орнамента. Так и кажется, что узор перешёл с вышитого рукава крестьянской женщины. Чаще всего эти тарелки были однотонными, без раскраски.

Киево - Межигорская

Тарелка с геометрическим рисунком.

Межигорский фаянс. Выпускались изделия церковного культа (кресты с изображением Христа, образы с картинами на евангельские сюжеты), но они считались не самыми лучшими по качеству изделиями фабрики.

Межигорский фаянс

Керамические лампады.

Ещё один вид изделий – статуэтки из бисквита.

Бисквит

Статуэтки из бисквита.

Межигорским изделиям характерен зелёный тон с бледно-голубыми бликами на выступах, переходящий почти в чёрный в углублениях; голубовато-сиреневый и белый. Полихромные вазы, тарелки с ярким набором белых, жёлтых и голубых тонов, сумеречной гаммой голубовато -синих узоров на сером фоне, с радостной ноткой зелёной узорчатой каймы; применялось и золочение. Реже встречаются изделия, окрашенные в серо-кофейные и жёлтые цвета.

Тарелка зелёного (муравлённого) цвета с растительным рельефом.

Киевский фарфор 3. Мастера и художники. Говоря о красоте созданного на Межигорской фаянсовой фабрике, нельзя не упомянуть тех мастеров и художников, работавших на ней. Первым мастером был немец Краних, изготовивший первые изделия.  Из этого можно сделать вывод о том, что первые мастера выписывались из Германии. Жалование директора было — 4тыс. рублей в год. На формирование стиля изделий оказали мастера Христиан и Карл Вимеры, П. П. Беденко и И. И. Ермоленко, работающие на фабрике с 1815 года. Они занимались улучшением фаянсовой массы. Она имела белый, мраморный и кремовый оттенок. Гравёрами на фабрике были: Д.И. Степанов (D.Stepanoff), И.А. Иванов (I.Ivanoff) (1780-1842),  Schwarz (1853г.). Д. И. Степанов трудился на фабрике с 1826 года и занимался преподаванием гравировки. Выпускалось около 120 видов фаянсовой продукции, которая пользовалась спросом не только в России, но и во Франции. Мастера фабрики сумели создать оригинальные модели посуды, ваз, скульптуры и оставили заметный след в развитии декоративно-прикладного искусства.

Изделия Межигорской фабрики

Изделия Межигорской фабрики

  4.Клейма. В приведённой ниже таблице даны все известные клейма Межигорской фабрики. Большинство изделий были снабжены вдавленной  в тесто надписи «Киев» или «Межигорье» с указанием года и месяца выделки. На некоторых ставился печатный голубого цвета государственный герб (в подражание английским) или одна корона.

Киево - Межигорская фаянсовая фабрика клейма

Клейма Киево — Межигорской фаянсовой фабрики.

Литература. Н. Закревский. Описание Киева.- М.1868, т.8.- с.497. Н. Б. Фон Вольф. Императорский фарфоровый завод  1744-1904.(Исторический очерк).- СПб. (1906).-  с.160. Государственный музей-заповедник Павловск. Полный каталог коллекций. Том VII. Фарфор. Выпуск 2. Фарфор и фаянс. Частные заводы России, конец XVIII — начало XX века. ГМЗ «Павловск», 2014 г. Указатель произведений отечественной промышленности, находящихся на выставке 1833г. в Санкт-Петербурге. -СПб. 1833.- с.87 (№484). Е. Кузьмин. Межигорский фаянс.// Искусство.-1911.-№6/7.-с.255-271. О. Гансен. Межигорские клейма. // Там же.- с.271-274. С. П .Яремич. Строения Межигорской фабрики. Там же.- с.274-293. Частные фарфоровые заводы Российской империи 1756-1917.-СПб. 2011.- с 441-443. Автор статьи-Маргарита Леонтьева.