Что ищем?

Старинные предметы тарного стекла

Старинные предметы тарного стекла

Старинные предметы тарного стекла

Любите ли Вы тарное стекло, как люблю его Я?
Или «Не меньше пользы в нём, не меньше в нём краса…»

К сожалению, старинные предметы бытового тарного стекла, относятся к разряду типовых предметов массового производства. И по сложившемуся мнению они не обладают большой художественной ценностью. Но, не смотря на это, они несомненно, представляют интерес не только благодаря необычности. Для современного человека, формы и декора, но и как исторические свидетели развития и изменения в социальной и политической жизни России. И в том числе быта её народонаселения. Развития технологий стекольного производства. А также рекламы и многих других жизненных аспектов. Стеклянная тара прошлого, в полной мере обладает информативностью или можно сказать, способностью отражать исторические реалии. И воспринимается не менее эмоционально, чем предметы художественного стекла. Привлекательность бытовой стеклотары проистекает как раз из отсутствия чёткости исполнения. То есть благодаря несовершенству, примитивности и в тоже время неповторимости её форм. А так же благодаря чудесному материалу, из которого эта тара создана – стеклу.

Очарование стекла.

Стекло всегда притягивало, волновало и очаровывало человека. Чем — своей красотой, прозрачностью, текучестью форм, изяществом и хрупкостью. Отсюда вытекало понимание бережного отношения к этой загадочной красоте, которая может быть такой хрупкой. Впервые человечество познакомилось со стеклом в четвёртом тысячелетии до нашей эры. Удивительные свойства этого материала, сделали его незаменимым в жизни человека. Стеклу, особенно цветному, придавали особый божественный смысл. Так аббат Сугерий из монастыря Сен-Дени, сформулировал свои эстетические принципы в послании о триединстве природы божественного света. –«…светящаяся, абстрактная суть (Отец); эфемерная материя стекла (Мать); освещённые образы человека и природы (Сын)».  Все это достигалось посредством цветных стёкол. Хотя это говорилось о витражах, но вериться, что частичка божественной эманации заключена и в каждом изделии из стекла. Даже в таком прозаическом и обыденном предмете как бутылка.

Поэтический гимн стеклу – замечательному, уникальному материалу создал в 1752 году, М.В. Ломоносов.

«Письмо о пользе стекла», обращённое к И.И. Шувалову :
«Не право о вещах те думают, Шувалов,
Которые стекло чтут ниже Минералов…
Не меньше пользы в нем, не меньше в нем краса…
Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, не злату, но Стеклу…
Из чистого стекла, мы пьём вино и пиво…
Лекарства что в стекле хранят и составляют
В стекле одном безвредно прибывают…»

Стекло — материал волшебный:

Твёрдый, но в то же время хрупкий. Его готовят, как изысканное блюдо, по специальным рецептам при высокой температуре. Приняв в горячем состоянии любую форму по желанию художника — от функциональной до самой экзотической, стекло застывает в ней навеки. Стекло уже сам по себе завораживающий материал. А уж что говорить об изделиях из него, пускай даже самого утилитарного назначения. И обычная стеклянная бутылка, может быть не только просто ёмкостью для напитка, а приближаясь к настоящим произведением искусства. Может стать предметом коллекционирования и экспонирования.

Старинные предметы тарного стекла.

И всё же, являясь предметом украшения стола, интерьера- бутылки (старинные предметы тарного стекла) , кроме функциональной, несут ещё и эстетическую нагрузку. Эти изделия, даже имея следы времени и утрат, не становятся от этого менее привлекательными, аттрактивными. А скорей наоборот они выглядят более таинственно и загадочно. Ведь она несёт отпечаток былого, след истории, хорошей ли плохой. И если брать во внимание способы производства стеклоизделий, то можно сказать, что мастер стеклодув увековечил в этой застывшей массе своё дыхание, душу…

Старинные бутылки, как предмет коллекционирования.

Бутылка — стеклянный сосуд с узким горлом. В России до введения метрической системы мер, бутылка была узаконена как мера жидкостей. К примеру винная бутылка, равнялась 1/16 ведра (0,768л.), водочная, или пивная бутылка, равнялась 1/20 ведра (0.615л). Бутылки это тот вид стеклянных изделий, который относится к понятию  тарное стекло.

Тарным стеклом называют стеклянные сосуды, используемые для упаковки и хранения различных продуктов в пищевой, химической, медицинской и парфюмерной промышленности.

Стеклянная тара, как любой предмет коллекционирования имеет помимо эстетических моментов и своё «информативное поле».
-Товарные знаки, клейма и их отображение на стеклотаре.

Товарные знаки, клейма на протяжении двух последних веков по российскому законодательству удостоверяли происхождение стеклотары и охраняли товар от подделок. Все печати-клейма, по сути, являлись товарными знаками. Одни относятся к производителям самой тары, а другие к производителям и самому содержимому. Они являются основой атрибуции тарного стекла, особенно тары рубежа XIX- XX века, поверхность которой практически полностью заполнена рельефными изображениями товарных знаков и сопутствующей информации.

Бутылочные клейма.

Помимо литой рельефной информации на поверхности бутылок (так называемый «эмбоссинг»). Зачастую имелась и бумажная этикетка, также содержащая сведения и изображения, отображающие товарный знак и название продукта. Подобная информация имелась и на бутылочных пробках. Все эти стеклотарные аксессуары, дают возможность атрибуции предметов тарного стекла и так же являются самостоятельным коллекционным материалом.
Бутылочные клейма, составляют большой интерес и значение в атрибуции стеклянной тары. В них заключена информация по месту происхождения оной, звания завода и содержателя, года выделки изделия, а так же информация о заказчике или производителе и его привилегиях. Помимо этого, имелась информация об объёме вместимости данной тары.

Все это, зачастую зашифровано начальными буквами и различными знаками. И расшифровать это требует большого труда и знаний от коллекционера-исследователя. Изучение тарных клейм, чем-то даже сродни сфрагистике, и находка бутылки с клеймом или фрагмента с клеймом представляет не меньший интерес и воодушевление, чем находка какого либо древнего манускрипта с печатями. Антикварная тара или даже её информативный фрагмент, это уникальный источник об истории промышленного и торгового развития страны, конкретных местностей и персоналий.

-Технология выработки стеклянных изделий.

С точки зрения технологии стеклоделия перед нами раскрывается интереснейшая картина. Не только чрезвычайной широты ассортимента, но в том числе разнообразия технических приёмов формирования изделий, которыми владели старые мастера. Рассматриваются основные технологии и приёмы выдувания стекла: свободное или в форму, формирование и обработка стеклотары, устройство стекло печей, так называемых «гут». Опытному коллекционеру достаточно просто рассмотреть предмет. И он поймёт по определённым признакам технологии формирования, какому историческому периоду он принадлежит.

— Метрология и стеклотара.

Ещё одной гранью изучения стеклянной тары и Старинные предметы тарного стекла является метрология. Свойство бутылки вмещать в себя определённое количество вещества делает её неотъемлемо связанной с существовавшими в стране в то или иное время метрическими эталонами объёма жидкостей.
Знание подобной информации, помогает исследователям определить, для какого объёма жидкого продукта предназначался предмет тарного стекла. В случае фрагментарности предмета (осколок), объем возможно определить по метрической информации на клейме (если есть хотя бы фрагмент с метрическим клеймом) или проведением сравнительного анализа с известными образцами. Или же опытным путём. Информация об объёме предмета стеклотары, так же помогает определить хронологические рамки создания предмета стеклотары.

— Разнообразие форм стеклотары.

Это одна из самых привлекательных сторон в коллекционировании изделий из стекла. И даже при всей их утилитарности и тиражности, формы бутылок, довольно разнообразны, а беря во внимание большей частью уникальность их создание (индивидуальное выдувание каждого предмета), можно сказать, что вы коллекционируете настоящий-«handmade». А если ещё взять во внимание неповторимый дизайн (особенно парфюмерной тары), то вы чувствуете себя обладателями подчас истинных произведений искусства.
Для более пытливых коллекционеров, форма стеклянных изделий даёт возможность правильно атрибутировать предметы коллекции. Атрибуция производиться главным образом на основе стилистического анализа их форм и декора.

До начала машинной эры производства, бутылки имели самую разнообразную, порой даже уникальную форму. Каждая бутылка была неповторима. Каждый производитель напитков хотел выделиться из общей массы. Обращались и к классическим уже получившим популярность формам. Так же для привлечения покупателей старались сделать, что-то необычное, запоминающееся. Вырабатывали фирменный стиль, по которому можно было определить (правда, не всегда, в силу наличия подражания и фальсификации), кто произвёл сей продукт. Но во времена всеобщей стандартизации и унификации, все это многообразие свелось почти на нет. И хотя времена поменялись и разнообразие стеклотары увеличилось, мы не перестаём восхищаться формами стекла былого.

— Цветовая гамма материала для стеклотары.

Ещё один привлекательный аспект коллекций бутылок, в сочетании с формами.
Материал стеклотары имел разную степень прозрачности и окрашивался древними стеклоделами в разные цвета. Цветовая гамма зависла от содержания примесей окислов металлов. Для обесцвечивания в состав вводили, как вариант, окислы марганца.
Российское стекло (в прочем как и импортное) по цветности подразделялось на три главных вида: прозрачное, непрозрачное и цветное. Около двадцати цветов, и их оттенков, встречается в практике российских стеклоделов: коричневый, бледно-жёлтый, светлый жёлто-зелёный, голубой, светло-голубой, бесцветный, бесцветный мутноватый, травяной, розовый, синий, болотный, серо-зелёный, светло-зелёный, зелёный, опаловый. Большинство изделий светлого стекла подёрнуто радужной побежалостью.

Добавление в стекольную массу компонентов придающих ей тёмный цвет, позволял скрыть пороки стекла и предохранял содержимое от порчи, а так же тёмное стекло вводило в заблуждение относительно истинной ёмкости и полноты бутылки, делая невидимым вогнутое донышко, скрадывавшее до трети объёма.
Введение в стекломассу окислов свинца придавало стеклу не прозрачный, благородный вид фарфора. Из этого материала (глушенного стекла) изготавливались, к примеру, различные «фантазийные» бутылки, типа бутылок под Сибирскую водку Торгового Дома П.А. Смирнова, в виде медведя.
Цвет бутылочного стекла определял и тип жидкого содержимого. Поэтому бутылки из тёмного стекла шли под пиво, вино, некоторые виды минеральной воды, под все то что «не любит» света. Бутылки из прозрачного стекла использовали для содержимого, не требующего особенных условий. Этот факт может использоваться при атрибуции предметов тарного стекла.

— Состав материала стеклянных изделий.

Данный момент так же важен при атрибуции предметов тарного стекла по хронологическим рамкам изготовления и его генезису. Свойства стекла его сохранность, зависит от химического состава и строения (качественное ли было сырье и выдерживались ли технологии). И если даже природные условия, в которых находилось старинное стеклоизделие, были не благоприятны (различные виды грунта, водная, кислая среда и т. д.). То при условии качественности сырья, этот предмет, по извлечении его из среды бытования, будет как новый. Музейные хранилища занимаются изучением процессов коррозии, необходимо для выявления закономерности и управления ими, что необходимо при атрибуции и консервации изделий из стекла. А для интерьерной домашней коллекции, такая «патина времени», «радужность» на поверхности посуды придаёт необычность и как принято считать, неповторимую привлекательность и винтажность предмету.

Атрибуция.

Атрибуция, или исследовательское определение музейного или коллекционного предмета, ставит своей задачей выявить присущие предмету признаки. Такие как- физические свойства, функциональное назначение, историю происхождения и бытования. Для этого устанавливается материал, способ изготовления предмета (ручной, механический, литье, и пр.). Цвет, форма, размер, а также и вес. В том числе изготовитель, заказчик, стилистические особенности, время и место создания, его социальная, этническая, мемориальная принадлежность. В ходе атрибуции расшифровываются надписи, клейма, марки, и другие нанесённые на предмет знаки, определяется степень его сохранности. Это может весьма сильно повлиять на повышение ценности предмета, что весьма важно при обмене или его продаже. И соответственно повысить статус коллекции и т.д.

Изучение и систематизация предметов.

Музейные сотрудники и коллекционеры изучают предмет не только как источник знаний. Но и как культурную ценность, источник эмоций и поэтому принимают во внимание всё. А именно: аттрактивные свойства изучаемого предмета, которые в полной мере присутствуют у предметов тарного стекла. Изучение и систематизация предметов у частных собирателей может носить свой, субъективный характер. Он зависит только от желаний и возможностей, а может и вовсе отсутствовать.
Коллекционера, конечно может интересовать просто необычность формы или цвета бутылки. Но есть коллекционеры, которые весьма серьёзно относятся к предмету своего собирательства. Они изучают технологические вопросы, материал, историю производства, производителей и заказчиков тары, среду бытования. Одним словом, все то, о чем может поведать стеклотара. А опытному специалисту она может поведать о многом…

Например, можно определить род продукта разлитого в данную тару. Хронологические границы и локальность создания (опять же по информационным рельефным клеймам). Узнать фирмы производителей и заказчиков, история которых неотрывно связана с историей страны, народа её населявшего, всеми перипетиями законодательств, войнами, сменой правителей, а также веяниями моды, развитием технического прогресса и так далее.
Cловом — и простая стеклотара поможет вам, соприкоснутся с историей.

Минин Вячеслав и конечно Старинные предметы тарного стекла.