Что ищем?

Комплектование коллекций тарного стекла

Комплектование коллекций тарного стекла

Комплектование коллекций тарного стекла

Мотивации, принципы комплектования коллекций тарного стекла.

Коллекция — это систематизированное собрание объектов, связанных общностью одного или нескольких признаков. Это собрание представляет познавательный или художественный интерес как единое целое. И принадлежит конкретному владельцу. А именно — частному лицу или организации, или государству. Так что же такое —  комплектование коллекций тарного стекла?
Систематизация и изучение предметов коллекции — и есть коренное отличие от простого собирательства.
Академик И. П. Павлов, сам будучи коллекционером, дал определение страсти к коллекционированию:

«Из всех форм обнаружения рефлекса цели в человеческой деятельности самой чистой, типичной и потому особенно удобной для анализа является коллекционерская страсть – стремление собрать части или единицы большого целого или огромного собрания, обыкновенно остающееся недостижимым».

Принципы комплектования частных коллекций.

Предметы частной коллекции имеют весьма субъективный принцип своего отбора. Все зависит от желаний, пристрастий и финансовых возможностей владельца. Что определяет направленность и полноту коллекции. Комплектация может происходить по тем или иным признакам предмета. Например, по продукту наполнения стеклотары. Источники пополнения и тех и других коллекций являются покупки предметов у антикваров и частных лиц. А также, без всякого стеснения —  дары или обмен.
Некоторые виды коллекционирования предполагают большие финансовые затраты, некоторые — нет. Часто коллекционирование ставит перед коллекционером задачу нахождения очень редких экземпляров. Тех, которых ни у кого нет., Или тираж которых существенно ограничен. Или же сбора всех возможных предметов коллекционирования, в том числе  и комплектование коллекций тарного стекла.

коллекционеры стекла

Как раз, коллекционирование стеклотары подходит под эти определения. А именно: Во-первых имеется систематика коллекции по определённому признаку, (например пивные бутылки). Во вторых: поиск редких экземпляров, азарт, работа с историческими источниками, изучение и популяризация предметов коллекционирования. Всё это, несомненно, присутствует. Подобное коллекционирование является коллекционированием массового материала.
Коллекционные данные стеклотары безупречны. Разнообразие видов и форм, наличие информационных полей, ограниченное количество сохранившихся предметов (в виду хрупкости материала и утилитарному отношению к предмету).

Мотивации составления частных и корпоративных коллекции тарного стекла:

— эстетические (наслаждение необычностью форм и цвета);
— познавательные (желание узнать новое об истории стекольной и пищевой отросли в России);.
— производственные (реклама, продвижение товара, обращение к истокам создания фирмы или продукта, чтобы показать надёжность и проверенную временем стабильность);
— мотивации социального престижа (это желание проявить свою значимость, неординарность в социуме — «Есть только у меня»);
— экономическая (отдельные предметы коллекции стоят весьма дорого, удачное вложение денежных средств);
— патриотическая (только предметы Русского тарного стекла, показать связь с традициями, бытом и символами России, например фигурные бутылки «генерал Скобелев», «поэт Пушкин» и т.д.);
— мотив эскапизма (бегство от окружающей действительности);
— социальная (возможность войти в группу таких же коллекционеров предметов тарного стекла);
-личная мемориальность ( память о каких либо личных событиях, пребываниях, поездках и т. д.).

Для коллекционеров тарного стекла, которые ставят научные изыскания превыше престижа, важны не только целые предметы стеклотары, но и их фрагменты. В результате, именно по ним, как по пазлам, можно реконструировать не сохранившиеся целиком, экземпляры бутылок. В результате, подобные коллекционеры изучают архивные документы, участвуют в археологических изысканиях. Их коллекции имеют огромное значение в изучении многих исторических аспектов связанных со стеклотарой. А так же способствуют популяризации традиционных продуктов заполнения оной, что зачастую используют современные фирмы алко-гиганты, приобретающие подобные коллекции для своих отраслевых музеев.

Вячеслав Минин. Мотивация и Комплектование коллекций тарного стекла.