Что ищем?

Тарное стекло в России

Тарное стекло в России

Тарное стекло в России

История стеклоделия в России. Опыты в атрибуции предметов тары (бутылок).Предметы из личной коллекции.

Тарное стекло в России. Увлекаться собирательством и изучением старинных стеклянных изделий и их фрагментов (различных ёмкостей из стекла и их осколков), я начал совершенно случайно. Как то проходя мимо прорытой под коммуникации траншеи, мне попались стеклянные пузырьки необычной формы и осколки с надписями имеющими «старорежимное ять»…

В результате и появилось, желание узнать, как выглядела «при жизни» эта разбитая стеклотара и что обозначали отрывочные надписи на осколках. Чем была наполнена, для чего предназначалась. То есть захотелось узнать форму и содержание, которое когда-то имели эти частицы былого — Тарного стекла России. И конечно хотелось узнать, кто, когда и каким способом производил, эти повседневные предметы стеклотары. Неизвестное всегда захватывает. Загадочное притягивает и заставляет искать разгадку… А загадок в «тарном» деле предостаточно, ведь очень мало кто серьёзно занимался изучением темы Тарное стекло в России, по крайней мере ещё совсем недавно.

В основном изучали то, что касалось высокохудожественных или весьма древних изделий. А про Тарное стекло в России забыли. Наверное, ещё не так давно музеи считали не особо престижным экспонировать какие-то бутылки. Сейчас же правда все меняется и быт прошлого (неотъемлемой частью которого является стеклотара), заинтересовывает многих. Появляются экспозиции, а порой и музеи, посвящённые в основном отраслям наполнения бутылей, бутылок и всевозможных пузырьков. Изучается и развитие стеклоделия на Руси. Не так масштабно, как в той же Америке, где производство стекла наладилось только в середине 19 — го века, а книг и публикаций столько, что кажется, что все это зародилось и существовало именно там (в Америке) и существует тысячи лет.

История тарного стекла в России. В том числе и из личных изысканий.

Так вот возвращаясь к загадочности истории Русской стеклотары. (Она загадочна, как и многое на Руси). Особая загадка – это, её происхождение, иными словами, место, время создания и «прозвание» того, кто бутылку производил, хотя бы самого заводчика, не говоря уж о практически безвестных мастерах. Форма, цвет, технология производства и даже химический анализ стекла, могут, конечно, пролить свет на многое: место происхождения, временные рамки создания изделия. Рекламную информация о производителе её наполнения и о самом наполнении, можно было прочитать на этикетке.

Маркировка Тарного стекла в России.

Помимо бумажных этикеток (которые увы не долговечны), на бутылки, при их создании (выдувании в форму) размещалась рельефная буквенно — изобразительная информация, рекламирующая и защищающая права производителя продукта, коим эта тара была заполнена (так называемый -эмбоссинг, от англ. EMBOSSING (резьба).

Это было удобно, в плане неоднократного использования тарного стекла, а теперь, к тому же, является основным подспорьем для современных исследователей. Имелась на бутылках и информация о производителях. Но была она в основном в виде сложно расшифровываемых инициалов заводчика. (Что делалось вероятно для того, чтобы фискальные службы не сыскали, или от излишней скромности). Такая как эта, информация о изготовителях тары появилась раньше всего и была в виде клейма или заводской марки, (так называемый «налеп», капля стекла с печатью на поверхности ёмкости из стекла), (как пример: стеклянная амфора первого века нашей эры из Эрмитажной коллекции с клеймом- «Энион делал»).

Своего тарного стекла, например, бутылок было мало (сложности производства, политическая не стабильность, войны да разруха). Наличие в семье (в основном иностранной стекло посуды) говорило о её высоком общественном статусе. Бутылки декорировали, обозначая имя владельца, хранили на почётном месте и наверняка передавались по наследству. В общем, имели они весомую ценность. Почти с самого начала появления массового производства на стеклотаре ставили клейма. Сначала российские мастера (выучившись у иноземных коллег) просто повторяли импортные образцы с подобными импортным клеймами, вероятно для лучшей продажи напитков (во все времена, к сожалению, наш народ падок на заграничное).

Из личного опыта.

И по сей день, изыскателей, вводит в заблуждение поставленные нашими предками на штофах клейма- «LONDON», иногда даже с перепутанным написанием заграничных букв-«LOИDOИ».
Вот так отечественное «варево» становилось «аглицким» продуктом. Знакомо? Всё в итоге как всегда. Государство множество раз, в фискальных целях, предпринимало попытки бороться с подделками. Пытались вводить единые меры ёмкости, веса бутылок. И для того, чтобы «сыскать концы» неустановленного товара, производитель был обязан, как- то обозначиться на изделии, то есть поставить своё именное клеймо.

Законы о клеймении товаров, в том числе стеклянных изделий, издавались на протяжении всего 18 — го и 19 — го века. Так в 1852 году, Николай Первый подписал «Положение о стеклянной посуде», где в 4-м пункте говорилось- «На мерной посуде…. заводчики обязаны ставить клеймо, в котором означать имя и фамилию заводчика, хотя начальными буквами, место нахождение завода и год выделки, подвергаясь за неисполнение сего взысканиям…». Положение неоднократно подтверждалось и уточнялось, не изменяя сути оного.

Клейма тарного стекла в России.

Клейма стекло заводчиков, сперва ставились на видимой части посуды, а к концу 19 в. оно уверенно переместились на донную часть бутылки. Там же ставилось и ёмкостное значение, например 1/20 ведра, что соответствовало 0,615 литра. Год выделки почти перестали ставить к началу 20-го века. Вместо этого иногда ставилось патентное клеймо с датой выдачи и сроком действия. Например «от МФ (Министерства Финансов) на 10 лет 1901г».

Василий Нечаев- «В.Н.

Опираясь на некоторые знания в вопросе бутылочных клейм, я попытался разгадать загадку, очень часто попадающихся бутылочных осколков (донышек) с литерами В.Н. 1/20 (ведра). Как оказалось, эти литеры были клеймом Мстинского — стеклозаводчика Василия Ивановича Нечаева (Василий Нечаев- «В.Н.»). По званию он был мещанин. Как говорилось в рекламе его завода, (построенного за рекордные сроки -3- месяца!!!). Он имел в заказчиках самых крупных потребителей его продукции (бутылок), как то Калинкинский пивной завод, пивной заводы Бавария, Калашниковский, Дурдиных с филиалами по всей России и другие. Завод производил в год до 6 миллионов бутылок. Он открылся в 1907 году и бесследно исчез в революционное лихолетье, оставив по себе память в виде немногочисленных целых и множественных фрагментов осколках бутылок, разбросанных почти на пол России.

Место нахождения завода ( по статистическим изданиям и топографическим планам того времени) — Это участок ограниченный с Юго -Запада берегом реки Мсты , от станции Мстинский мост до бывшей деревни Терпуково , с северо-запада ограничен полотном железной дороги с поворотом к бывшей ст. Веребье, а с востока речушкой (возможно сейчас просто овраг) идущей от Терпукова в сторону ст. Веребье. В деревне Терпуково существовал так же бутылочный завод братьев Костылевых, основанный в 1892 году и первоначально находившейся по соседству в посёлке Пожарье на ручье Елемке. Вот, например, выдержка из издания тех лет, где местонахождение заводов указано немного поточнее.

 

Тарное стекло редкие клейма и марки

Пивные бутылки пивоваренного завода «Калинкин»

Выборочно из материалов: по теме Тарное стекло в России.

-«Фабрично-заводские предприятия Российской Империи» — изд. Кандауров Д.П. и сын, изд. 2, -1914г. Петроград.
…-Костылевы бр. Н.И А.И., д. Терпуково, Крестецкий уезд, Пожарской волости (осн.1892), адрес-ст. Веребье Ник. ж. д.- 4 версты от станции, управляющий – А. И. Коствлев. Пивные бутылки. Годовой оборот-300.000р. в год.
-Нечаев Василий Иванович, Мстинский стекольно — бутылочный завод. Основан в 1907 году. Крестецкий уезд, Карпиногорской В., полустанок Мста Ник. ж. д. — 1 верста от полустанка, бутылки на 150.000т.р., рабочих 80.

Анализируя статистический материал приходишь к выводу, что Василий Нечаев был не просто заводчиком, а коммерсантом нового поколения, довольно таки ловким дельцом, который в отличие от основательных заводчиков старой закваски как например Братья Куржанковы не устраивал свою вотчину у завода, не вкладывал деньги в развитие крупного производства, а имел небольшие мастерские для «отвода глаз » ( что можно основательного построить за три месяца) и размещал заказы от своего имени, со своим клеймом В.Н., у соседей, тех же Куржанковых или ещё ближе (в трёх вёрстах) Костылёвых, у которых первоначально арендовал производственные площади.

Тарное стекло в России

фото донной части пивной бутылки с клеймом- В.Н. 1/20

К такому выводу можно прийти, просматривая перечни фабрик и заводов того времени. Так, например в издании — «Список фабрик и заводов Российской Империи» под ред. В. Е. Варзара, СПб 1912г. гр. IX стр. 293. Можно увидеть, что у Нечаева годовой объём производства тары составлял 149.433 т. рублей. При том, что производство работало на конной тяге!!! С числом рабочих 83. В то время, как соседний завод братьев Костылёвых в год производил бутылок на 286.346т.р. Имея нефтяной двигатель и числом рабочих 192 человека. Не говоря уж о заводах Курженковых, где эти цифры в разы больше и техническое оснащение было намного лучше.

Подробнее…

Но, тем ни менее, Нечаев уже в рекламе «Международной выставки пивоварения и хмелеводства» проходившей в СПБ в 1909 году позиционировал себя как поставщик основных крупнейших Российских пивоваренных заводов. Это после двух лет после открытия «завода». Получил он на выставке серебряную медаль за хорошее производство бутылок, приспособленных для нового способа укупорки. Обойдя не маленькие заводы Ликфельда и Штучкова (они получили бронзовые медали). Так что предприниматель был отменный. В 17- году заводом уже владели В. И. Нечаев с Сыновьями. А в Российской столице, (к 1917году) практически каждая вторая бутылка была с клеймом В.Н.

 

Тарное стекло в России

из справочника «Фабрики и заводы всей России…», 1913г

Загадка «В.Н.»

Это было одной из причин сподвигнувшей меня к разгадыванию данной аббревиатуры В. Н. Попадается часто, но какой завод непонятно. Кто был этот Российский «бутылочный король»? И где находился и как исчез этот завод — «центр дореволюционного выделывания бутылок»?
Для разрешения этих вопросов, в заключении, хотелось бы обратится к гражданам. Всем бывающим, жившим, живущим в районе бывшей ст. Веребье. Возможно, что кто-то что-то слышал о находившихся в этом районе стекольных, бутылочных заводах. Или кто-то знает о конкретном месте их расположения. Находки фрагментов стеклотары, даже с клеймом В.Н., не совсем могут подтвердить местоположение завода. Если это не место большого скопления фрагментов однотипных бутылок, кусков шихты, спёкшегося стекла, фундаментов. А самое главное остатков металлических бутылочных форм, в которые эти бутылки выдувались. Любая информация будет интересна, впрочем, как и само Тарное стекло России. Спасибо.

Николай_Первый_Веребье тарное стекло россии

Барельеф «Открытие императором Веребьинского моста Петербург-Московской железной дороги в 1851 году» Памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге.

Минин Вячеслав. А также, Тарное стекло в России.