Что ищем?

По страницам старинных изданий.

По страницам старинных изданий.

По страницам старинных изданий.

По страницам старинных изданий. Или восемь шкафов с саксонским фарфором.

Недавно прочитал статью из журнала … за 1911г. о Новой галерее фарфора в Эрмитаже.  Статью написал Константин Льдов- русский поэт и писатель «серебряного века».
Фарфоровых изделия выставлялись в Эрмитаже в Галерее драгоценностей. (восемь шкафов с саксонским фарфором)

Даже уже одно это даёт понять, какое значение занимал фарфор в собрании драгоценностей Высочайшего Двора.
Расстановкой предметов заведовал барон А.Е. Фелькерзам- искусствовед, коллекционер, художник, старший хранитель Императорского Эрмитажа.

В галерее было выставлено восемь шкафов с саксонским фарфором, три с севрским, два с венским и три шкафа с русским фарфором. Эти шкафы обтянуты великолепной тканью светло-серого с зеленоватым оттенком, на фоне которой особенно замечательно смотрелись фарфоровые изделия.

Плауэ

К. Льдов замечает, что по свидетельству С. Тройницкого, начало коллекции фарфора положил сам Пётр Великий. В 1717 году, во время второй заграничной поездки, Великий Преобразователь, заказал в Плауэ столовый сервиз, каменной массы красно коричневого цвета с золотыми гербами. Поиски сервиза или предметов из него (на момент открытия галереи) в эрмитажных кладовых, результата не дали. Возможно, это удастся современным коллекционерам, а может уже есть счастливые обладатели предметов  петровского сервиза.
Кстати, захотелось  узнать, что это за завод в Плауэ. Интернет выдал информацию о Фарфоровой мануфактуре Плауэ — Porzellanmanufactur Plaue. Но, однако, она основана в 1817 году, сто лет спустя после визита  Петра I. Расположена эта фабрика,  в местечке к югу от города Арнштадт в предгорьях Тюрингского леса на территории бывшего княжества Шварцбург-Зондерсхаузен. Существует в преобразованном виде и сегодня.

Гавел (Havel)

А вот фарфоровая мануфактура, в которой сделал заказ русский царь, находилась в другом Плауэ, в предместье Бранденбурга  на реке Гавел (Havel). На карте Havel, в русском написании- Хафель. (Быть может это ещё одна  версия происхождения слова кафель. Считается, что это слово происходит от голландского слова Kachel- печь. )

О фарфоровом заводе в этой местности информации почти не нашлось.
В Энциклопедии по Европейскому фарфору Р. Хэггара есть вот такая информация.
«Бранденбургский фарфор»- название применяется к изделиям тёмно-коричневого цвета изготовлявшимся в Плауэ. Формы и отдельные детали уступали бётгеровским изделиям, но покрытие глазурью  было превосходно.

Возвращаемся к журнальной статье. Там дан небольшой экскурс по истории фарфора. Начиная с китайской династии Шань (618-907г). В статье пишется, что Марко Поло привёз первые фарфоровые изделия в Европу в XIII веке. Европейцы приписывали фарфору свойство менять цвет при соприкосновения с ядом. Это было в те времена весьма актуально. И алхимики пытались получить фарфор.

В XVI веке Великие герцоги Тосканские открыли во Флоренции фарфоровый завод. Он просуществовавший до начала XVII века. Такие же попытки были предприняты во Франции. В 1673 году руанец Луи Потера получил королевскую привилегию на выделку  фарфора и фаянса. Фарфора — похожего на китайский.  Далее было ещё несколько попыток, но настоящий фарфор во Франции начали делать с 1758 года, когда открыли залежи каолина.

Бехтер (Бёттер)

А честь открытия настоящего фарфора в Европе, принадлежит немецкому аптекарю и алхимику Иоганну Фридриху Бетхеру (Бётгер). Выделывать золото алхимик Бетхер не научился, зато в 1709 году ему удалось открыть способ получения фарфора.

Бетхеровским изобретением заинтересовался прусский министр Фридрих фон Гёрне. В 1713 году он открыл завод в своем имении Плауэ где и заказал выше упомянутый сервиз, Петр Великий.
Далее в статье идет рассказ о фарфоре Мейсенского завода, который достиг своего высшего художественного развития  при приемнике Бетхера, И. Герольде (Херальд). Под его руководством работал скульптор Иоганн Кендлер, превосходно лепивший зверей и птиц. Им создан целый мирок-дамы в кринолинах, щеголи, арлекины, а также охотники, пастухи и пастушки. Умер Кендлер в 1775 году. В эрмитажной галерее можно увидеть фарфоровую композицию «Портной саксонского министра графа Брюля». Группа эта связана с забавной легендой.
История  Граф Мориц Брюль — директором  Мейсенского фарфорового завода (1733-1763) и был страстным собирателем фарфора.

Однажды Брюль пообещал Фридриху Гауке, личному портному, выполнившему великолепно один из его заказов, что выполнит его любое желание.  Портной   высказал просьбу   о том,  что хотел бы присутствовать на очередном приёме у короля.  Отступать было не куда.  Граф вышел из положения весьма оригинально и заказал скульптору И. Кендлеру фарфоровую композицию, которая изображала козла и сидящего на нём верхом графского портного в пёстром парадном костюме со всеми портновскими атрибутами. На кафтане седока мотки ниток. В сумке образцы были тканей и пуговиц, в пистолетных чушках обрезки материи. На рогах у козла висят утюг и ножницы, на спине подушка для булавок.

Саксонский фарфор Портной
Эта скульптура была выставлена на обеденном столе у короля и имела большой успех. Таким путём, не нарушая этикета и согласно обещанию, портной Фридрих Гауке получил доступ к королевскому столу.
Для Морица Брюля, Кендлер так же сделал сервиз «Лебединый», состоящий из более чем 2200 отдельных предметов.

В собрании Эрмитажа.

Так же в новой галерее фарфора в Эрмитаже, можно было увидеть одно из ранних произведений Кендлера. Это сосуд для вина «фонтан», который состоит из двух фарфоровых частей соединённых бронзовой вставкой. Нижняя часть с украшением из группы трёх фавнов. Верхняя часть в виде мужской фигуры с лиловым плащом опирающегося на голову дельфина. Из пасти которого, при открытии крана, льётся вино.
К числу редчайших предметов эрмитажного собрания принадлежат фляга и горшочек из молочно-белого стекла. Это подделки под фарфор XVI в. Фляга с изображением мужчин в одеждах XVI века, а горшочек –изображением Агница и перекрещённых суковатых палок синего цвета- знак Золотого руна.

Мейсенский фарфор сервиз
Русский фарфор был представлен пятью сервизами Императорского завода, четырьмя сервизами Гарднера и 30-40 предметами разных эпох…

В конце статьи автор говорит о том, что многие коллекции, хранящиеся в Академии Художеств, Императорском Эрмитаже, а также Русском музее Александра III, пополняются приобретением частных коллекций. И становятся доступными для обозрения и изучения.
«…По-видимому, Россия прочно вступила на путь любовного отношения к памятникам всемирного и отечественного искусства, отражающим наиболее полно преуспевание культуры».
К сожалению уже не за горами были новые повороты истории, с пересмотров приоритетов и   ценностей. И многое из выставленного в этой эрмитажной галереи, будет продано за границу. Или просто пропадёт в вихрях политических событий…

Безымянная Ваза

Восемь шкафов с саксонским фарфором.

Вячеслав Минин.