Осколки былого величия Волховской фабрики
Из коллекции фрагментов фарфора.
Как у всякого фаната фарфора у меня есть «коллекция» различных фрагментов-осколочков былого керамического великолепия, которое наполняло почти каждый дом и виде украшений и в виде предметов повседневного пользования. На примере осколков фарфора: Волховская фабрика.
Все это «богатство» у меня хранится в коробках. И иногда перебирая это богатство можно сделать и здесь определённые открытия. Особенно в тех «хранилищах» где все сложено «на будущее» и «когда будет время» и т.д. В основном это конечно информативные фрагменты керамических изделий. То есть то, что содержит информацию (клейма фабрик, надписи в оформлении и т.д.).
Вот и на сей раз разбирал коробку «осколочков» имеющих отношение к фабрике Ивана Емельяновича Кузнецова на Волхове.
В 1878 году И. Е. Кузнецов выйдя из дела своего двоюродного брата Матвея Сидоровича, где был управляющим всех фабрик и торговли, основал первую в Новгородской губернии фарфорофаянсовую фабрику близ станции Волхов Николаевской железной дороги и назвал её Волховской. Подальше от конкурентов и на удобной водной магистрали, по которой можно и сырье привезти и готовый товар на продажу отправить. Волховская фабрика успешно существовала под руководством Ивана Емельяновича до самой революции и уже без него при новой власти под названием «3-го Коминтерна» до 1941 года, когда была уничтожена в военное лихолетье.
Посмотрел клеймёные фрагменты. Вот попались клейма самых первых лет работы Волховской фабрики, где образ государственного Герба, выполняет композиция из цветов, издали очень даже походящая на двуглавого орла. Рисовались и некие геометрическо-флорестические орнаменты, должные выполнять образ наград за выставки. Товар надо было продвигать, развивать производство. Хотя качество товара было весьма неплохим, но о себе надо было заявить.
А вот уже и клейма с наградами. Тут можно увидеть и медаль за «За трудолюбие и искусство» с профилем «бородатого дядьки» — Александра III (эта серебряная медаль получена на выставке в Рыбинске в 1887 году), и медаль за Парижскую выставку 1889г, знак «Почётный отзыв» за Казанскую выставку 1890 года, и конечно так называемый «испанский орден» за выставку в Мадриде, того же года. Изображение этой испанской награды сохранялось на клеймах фабрики до самого 1917 года.
Интересен фрагмент с клеймом, имитирующим китайские клейма на фарфоре. Судя по росписи, предмет и был выполнен в китайском стиле (шинуазри). Клеймо выглядит так — в квадрате вместо иероглифов, в верхнем ряду инициалы владельца фабрики И. Е.К., а нижний ряд составляют загадочные-9SN (как вариант это 1895 год и Novgorod).
Так же есть и редкое, по крайней мере для меня, клеймо уже фабрики «Коминтерн», где в центре овала написано- БРАК. Кузнецовские изделия с красным над глазурным клеймом с буквами BR. (завуалированное –БРАК) знакомо многим.
А вот такого уже советского клейма я ранее не встречал.
Кстати о качестве. Кузнецовский фарфор, вопреки когда то бытовавшему мнению о его посредственности, очень даже был на уровне. Не всё, но есть предметы. У меня, к примеру, есть кофейная чашечка «костяного фарфора», миниатюрное произведение искусства, дивно просвечивающееся на свету. Для качественных изделий Кузнецов специально заказывал импортное сырье.
На Волховской фабрике изготавливалась не только посуда, но и так называемые предметы мелкой пластики. На фабрике было отделение керамики и майолики которое так же делало детские игрушки. В моих запасниках есть фрагменты керамических лошадок (довольно больших где то 250 мм высотой),
голова утки ( вся утка размеров примерно как и керамическая лошадка), куклы в модном полосатом купальнике, просто головы кукол, спичечницы (на пример -«мойщица посуды с бочкой»), вазы и вазочки, горки и горшочки и даже керамические курительные трубки (трубочные чашки). И это на фабрике у Кузнецова, почитавшего старую веру и соответственно чуждого табакокурению. Так и пепельницы были, к примеру известный «башмачок». Все на потребу покупателю.
Вот фрагмент рекламной чашки с надписью –«Пейте чай КараванЪ». Это реклама известной московской чайной компании «Караван», имевшей много отделений по России. В Петербурге контора «Каравана» находилась по Садовой улице д. 32 у Апраксина двора.
Интересно оформление первых фаянсовых изделий Волховской фабрики. В моем «хранилище» есть кружка с клеймом (награда «Почётный отзыв» ,1890г) с картинкой монохромной по всему тулову кружки, изображающей речной пейзаж. На реке изображены парусные суда, на берегу деревья, церковь, два молодца смотрят на реку, монах удит рыбу. Прямо «пастораль». Картинка довольно примитивна, но в этом все её великолепие. Так и хочется вертеть кружку, следуя по течению реки и разглядывая открывающиеся пейзажи. Возможно, Кузнецов выпустил такую чашку с целью увековечить свою фабрику, находящуюся на реке Волхов.
В таком же стиле выполнена декольная картинка на блюдце. Это виды Петербурга. На «зеркале» изображён Исаакиевский собор с куполом похожим на купол самаркандской мечети. По борту некие сооружения оказавшиеся, судя по надписям- адмиралтейством, памятником Петру Великому и академией художеств.
Так что даже осколки фарфора таят в себе массу интересного, возбуждают фантазию и побуждают пытливые умы к поиску и новым открытиям. Присмотритесь.
Вячеслав Минин. Из истории осколков Великой страны. Такие производства погибли: Волховская фабрика.