Что ищем?

«Из Парижа – в  Санкт-Петербург»

«Из Парижа – в  Санкт-Петербург»

«Из Парижа – в  Санкт-Петербург»

Международная художественно-промышленная выставка керамических изделий: участники, экспонаты, итоги.

В преддверии нового двадцатого века, с 17 декабре 1900 г. по 30 января 1901г. в Санкт-Петербурге, в Пассаже,  на Невском, д. 48  под  покровительсвом  Великой княгини Елизаветы Маврикиевны прошла Международная керамическая выставка. На ней были представлены во всем многообразии фарфор, фаянс, стекло, хрусталь. Она состоялась после окончания Всемирной  выставки в Париже, проходившей с 15 апреля по 12 ноября 1900г. И там тоже были представлены самые лучшие образцы изделий. Многие из русских участников были удостоены высших наград. (Ваулин П.К. –за майоликовый камин по рисунку М. Врубеля; М.С. Кузнецов – за фарфоровые и фаянсово — эмалированные изделия).

«Из Парижа – в  Санкт-Петербург»

Торговые ряды Пассажа

Участие в Петербургской выставке приняли русские промышленники  и зарубежные фирмы. Цель этой выставки (как и вообще всех выставок) – это желание как можно полнее ознакомить желающих с успехами, достигнутыми в области художественной керамики как в России, так и в других странах.

Объявление выставка

Вся выставка была представлена в двух разделах.

Первый раздел — русская керамическая промышленность,  объединяющая  фабрично- заводское, школьное и кустарное производство.

Второй раздел иностранная керамическая промышленность:

Германия -Королевская фарфоровая фабрика, Завод «Виллеруа и Бох» и др. Франция – Севрская мануфактура; Союз керамических ремёсел в Лиможе; Северное Стекольное и Зеркальное общество в Жемонте и др.

Австро-Венгрия – Керамический завод «Амфора» Риснера, Штельмахера и Кесселя; завод графа Гарраха в Нейвельте и др.

ДанияКопенгагенская королевская мануфактура.

Италия – Завод Луиджи Фонтана и ко, «Керамическое искусство» и др.

Нидерланды – Гаагская фабрика в Розенбурге.

Норвегия – Завод Шнейдера А.

ШвецияАкционерное общество «Рерстранд»

Северо — Американские Соединённые Штаты – Грюбская фаянсовая мануфактура (Бостон), Производство керамических изделий «Rookwood» из Цинцинатти; Общество Соединённых искусств Тиффани Студиос  (Нью-Йорк).

Япония – Фирма «Инуйе» (Токио)

«Из Парижа – в  Санкт-Петербург» выставка

Реклама хрустального завода Дютфуа

Россия наиболее широко была представлена Императорским Фарфоровым и Стеклянным заводами, Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова.

Первое место, безусловно, отводилось Императорскому Фарфоровому заводу. На выставке были представлены настоящие шедевры фарфоровой промышленности: бюсты, художественно выполненные из бисквитной фарфоровой массы (бюст императрицы Елизаветы Петровны); вазы, как составные, так и целые, что особенно ценится в керамическом искусстве, изумительные по тонкости и изяществу работы; росписи по фарфору и хрусталю. Завод далеко ушел в совершенствовании техники производства и видов изделий. Например, на одной из ваз высокохудожественно исполнен краской рисунок, изображающий купающихся русалок. Это говорит о том, что есть у нас выдающиеся мастера своего дела.Интнрьеры зала выставки

В школьном отделе было представлено Московское Строгановское училище технического рисования – гончарные и майоликовые изделия мастерской училища, школа Общества поощрения художеств, училище технического рисования барона А. Л. Штиглица и училище имени Н .В. Гоголя в Миргороде.

При входе в Русский отдел внимание привлекали огромные зеркала и витражи Северного стекольного общества, который первым начал заниматься мозаикой по стеклу. Кузнецовские изделия, как всегда, щеголяли тонкостью выделки стекла и фарфора.  Рижская фабрика успешно специализировалась на стеклянной мозаике с изображением церковных сюжетов для готического церковного стиля.

В кустарном отделе, занимающим небольшой зал, были  представлены вещи русских кустарей и различные глиняные изделия.

Работы Строгановского  училища выделялись керамикой-поливой на гипсе с металлическим блеском. Это новшество они вынесли с Парижской международной выставки, прошедшей ранее, в этом же году. Они выполнены в русском стиле: братины, блюда, кувшины.

А как прекрасно выглядят образцы керамико-художественной мастерской «Абрамцево» — изразцы и вазы, стеклянные и хрустальные изделия фирмы Дютфуа А.Ф.(Москва), стекла Мальцовского завода, выполненные по рисункам неувядаемой Елизаветы Бем – в исконно русской традиции.

А теперь обратимся к экспонатам, что привезли иностранные фирмы. Изделия почти всех стран отличались оригинальностью и самобытностью.

Франция представила шестнадцать фабрик во главе с Севрской мануфактурой, чьи огромные вазы, столовые и чайные сервизы покрыты роскошной живописью с тонкой изящной позолотой. Красота линий и разнообразие мотивов орнамента — отличительная особенность Севрской мануфактуры, являющейся образцом и примером керамической промышленности Западной Европы.

На керамической выставке

Витрина фирмы «Нодо и Ко» привлекает внимание публики стеклянными изделиями: рюмки в виде тюльпанов, чашки в виде цветка лотоса, графины в виде тыквы. Предметы из Нанси- фарфором, покрытым прозрачными узорами из разноцветного стекла

Так что каждый посетитель, что приходил на выставку, узнал бы в аккуратных, сделанных без изъяна блюдцах, чашках, соусниках —  аккуратную руку датского мастера. Итальянская природа, лазурное море, жгучее солнце Америки, придающее коже туземцев медно-бронзовый колорит, оказали своё влияние и на местное керамическое искусство. При первом же  взгляде на эти темно-коричневые вазы с изображёнными на них краснокожими дикарями, можно сразу понять, что они американские. Декадентские мотивы выдают французов, а подражание европейским странам – Японию. Япония была представлена всего одной фабрикой, произведения которой в основном подражали европейским образцам. А если что-то и попадалось исконно японское, то и стоило это изделие очень дорого. Например, фарфоровый шар с крышкой, полый внутри. А по внешним стенкам — лёгкими золотистыми полутонами изображены маленькие резвые рыбки. Сколько изящества в этих капризных намёках! Италия представила барельефные картины из терракоты, которые покрыты особым порошком бледно-голубого цвета, отчего кажется, что изображение озарено настоящим лунным светом. Были представлены и предметы, разрисованные орнаментами, взятыми с картин и рисунков Рафаэля Санти. У них необычайное сочетание цветов: жёлтый с голубым.

Ассортимент керамики

Целая поэзия заключена в хрустальных произведениях от графа Гарраха и венецианца Сальвиати. Игра цвета, узоры, изгибы линий звучит как поэзия стекла.

А какие разнообразные по рисунку образцы метлахской плитки представлены на выставке; интересная и своеобразная шведская керамика со своим оригинальным рисунком и цветом поливы.

На изделиях почти каждой страны заметен непременно какой-нибудь особый отпечаток- непохожесть на других. А это  высоко ценится в керамическом искусстве. Большинству участников выставки удалось это показать.Чуть ли не в каждой витрине найдётся художественный предмет, на котором все с удовольствием останавливали свой взор.

Несмотря на высокие цены на изделия, они раскупались очень быстро. И покупали их чаще сами промышленники. Видимо, как образцы для воспроизводства на своих заводах.

Итогом любой выставки являются награды, такой как выставка керамических изделий.

Золотую медаль получили экспонаты Акционерного общества Мальцовских заводов, Мозаичная мастерская художника Фролова, В. А. Бенуа за фарфоровые цветы, О. С. Тишина за картину на фарфоре «Святая Мария Магдалена», Миргородское училище технического рисования им. Н. В. Гоголя.

Серебряная медаль у гончарной мастерской «Абрамцево» (С. И. Мамонтов).

Почётные дипломы получили: фирма  Дютфуа А. Ф.; Северное стекольное общество, фирма «Оффенбахер и Ко»; А. Липпольд за живопись по фарфору; Рисовальная школа Общества поощрения художеств; Строгановское училище технического рисования и Училище технического рисования барона Штиглица.

Похвальными грамотами были удостоены многие кустари-одиночки.

Из иностранных фирм – почётные дипломы получили: фирма «Валлеруа и Бох»; «Керамическое искусство» (Италия); фирма «Роквуд»; Общество Тиффани Студиос; Фирма «Рерстранд» и др.

Выставка вызвала живейший интерес и у представителей Дома Романовых. Её посетили Великий князь Николай Николаевич. Он обошёл все отделы. Неподдельный  интерес вызвали  изделия Императорского Фарфорового завода и Берлинской королевской фабрики. На выставке были также Великий князь Георгий Михайлович, Великие княгини Мария Георгиевна и Ксения Александровна.

Керамическая промышленность предстала перед публикой в совершенно новой и оригинальной своей стороне, о существовании которой не каждый и подозревал. На изделия из глины смотрели как на самое заурядное ремесло. А керамическая выставка доказала обратное. Истинное искусство не стыдилось отдавать свой талант, силы и способности на развитие того или иного ремесла или промысла. Выставка способствовала развитию и преуспеванию нашего отечественного керамического искусства.Столы с предметами выставки

Главный вывод выставки: союз промышленников с талантливыми художниками способен поднять предметы утилитарного, зачастую, назначения до высокохудожественных произведений.

P.S. Небольшое отступление… выставка керамических изделий.

О выставке в Пассаже писали многие газеты и журналы.  Писали с восхищением, разбирая со знанием дела экспонаты, их изготовление, мастерство работ и технику производителей.  Даже сатирические журналы ( « Стрекоза») не обошли её своим вниманием, особенно по части дороговизны и практичности изделий. Писали о « фарфоровой чашечке с напёрсток, стоящей триста франков», о горшочке для цветов за восемьсот пятьдесят франков, «стильной плевательнице» по цене деревянного дома в уездном городе; что такие художественные эффекты нравятся дамам, для которых, к сожалению автора статьи, «пока не изготовляют из расписанного и золочёного фарфора ни шляпок, ни кофточек»!

М. Леонтьева.

Литература:

1.Международная художественно-промышленная выставка керамических изделий в С.- Петербурге.- Спб.,1900.

  1. Каталог изделий Императорского Фарфорового и Стеклянного заводов.-

Спб.,1900.

3.О керамике. – Спб.,1900.

4.Фрей В.А. Международная выставка керамики в Петербурге.

// Нива.1901,№9.С.171-175.

  1. Петербургский листок. 1901, январь.