Что ищем?

Zsolnay

Zsolnay

«Меня никогда не вдохновляла ни корысть, ни честолюбие. Вы знаете, я не жажду денег или чего-то еще. Какой-то внутренний порыв побуждает меня к работе и творчеству, он всегда означал для меня жизнь». (написал Вилмош Жолнай в письме своему брату Игнацу).                                     Из истории керамики Zsolnay.
Истоки фарфора Zsolnay (Жолнаи) восходит к 1851 году, когда предприимчивому купцу из Печа (венг. Pécs) — город на юго-западе Венгрии) Миклошу Жолнаи (Miklós Zsolnay), пришла в голову идея создания мануфактуры по производству керамических изделий.
Печа (венг. Pécs)

Базилика собора Св. Петра и Павла в городе Печ (Pécs)

Основной бизнес Миклаша заключался в том, что он продавал галантерею, игрушки, музыкальные инструменты, фарфор и керамические изделия в своем магазине, находившемся на главной площади города.
Его бизнес был весьма успешным, возможно, поэтому Миклаш искал новые возможности для  инвестиций.
А лучшие инвестиции это дети.
Миклош считал важным дать образование своим сыновьям, что позволило бы им начать их карьеру. Так он отправил своего старшего сына Игнаца (Ignác) учиться на соседнюю фабрику по производству керамических изделий, недалеко от местечка Лукафа (Lukafa).
И вот когда мануфактура закрылась (не для того ли был заслан Игнац) предприимчивый Миклош приобрел оборудование у закрывшейся фирмы и организовал в 1853 году свое керамическое производство. Предварительно, ещё в 1851 году, перед отсылкой сына на учебу, Миклош купил участок земли на окраине города, где работала небольшая кирпичная мануфактура, использующая местную глину.
25 апреля 1853 года Миклош Жолнаи получил разрешение на эксплуатацию фабрики, зарегистрировав её на имя Игнаца.  Так все и началось.
Первоначально в небольшой мастерской производили простую бытовую и декоративную посуду, тонкостенные глиняные водопроводные трубы, терракотовые архитектурные элементы и садовые украшения. На производстве работает несколько мастеров. Производство было кустарным и продукция соответственно была не высокого качества.
Младший сын Миклоша, Вилмош (Vilmos Zsolnay) работал подмастерьем в магазине своего отца.
В юности его привлекала карьера художника, которую, однако, его родители считали слишком ненадежной профессией. Вместо этого его отправили учиться коммерции в Политехнический институт в Вене. После окончания учебы Вилмош прошел стажировку в венской фирме «Martin and Bauer», поставлявшей галантерейные товары. В 1848 году он уже вернулся в Печ, где снова работал в магазине своего отца.
В 1853 году Вилмош стал фактически владельцем магазина, который благодаря его деятельности превратился в многоэтажный современный универмаг.
Vilmos Zsolnay

Vilmos Zsolnay

Вильмош устанавливает обширные торговые отношения с Австрией, Германией, Францией и Англией.
Вилмош женится на Терез Белл (Teréz Bell). В этом браке у них родились трое детей: Терез, Юлия и Миклош.
В это время, в связи с непростой политической обстановкой, дела на семейном керамическом производстве шли не очень хорошо.
В 1865 году деятельный тридцатипятилетний Вилмош приобретает у брата Игнаца (в обмен на долги) это керамическое производство и с присущей ему энергией берется за его реорганизацию.
В оформлении продукции Вилмош  решает сделать ставку на народные гончарные традиции, на уникальные мотивы росписи и формы венгерской керамики. С этой целью для работы на своем производстве он нанял народных гончаров из Печа и его окрестностей. Позже мастера набирались и из европейских гончарных центров Богемии, Саксонии, Баварии и Рейнского региона. Так же Вилмош отсылал своих работников приобретать опыт в известных зарубежных керамических фирмах. Устроил на своем производстве обучение общеобразовательным и профессиональным предметам для молодых рабочих. Создавал благоприятные условия для труда и отдыха работникам. Потому на производстве Zsolnay, работали целые династии мастеров.

Цех на фабрике ZsolnayПроизводственный цех на фабрике Zsolnay

Так же Вилмош наладил доставку местного, отличного качества, сырья. Дешевизна которого, способствовала конкурентоспособности его продукции.
Вилмош вводит механизацию отдельных рабочих процессов. Так в 1868 году он покупает для производства паровой двигатель. Благодаря новым технологиям керамику можно было изготавливать в больших количествах и стабильного качества.
В то время Вилмош ещё не мог нанять квалифицированных художников, поэтому изделия разрисовывали сами рабочие. Вилмош и сам участвовал в подобных работах используя свой художественный талант.
Вдохновение он находил в своей весьма значительной коллекции керамики, которая включала множество предметов от доисторических ваз-урн до народной керамики, от раннего фаянса до современного фарфора.
В пополнении коллекции принимали участие дочери Вилмоша, Терез и Юлия. В 1882 году в Венгерской академии наук даже была организована выставка некоторых предметов собранных сестрами (гончарных изделий, вышивки и тканых тканей). В последствии Терез отвечала за коллекцию, а Юлия стала дизайнером фабрики Zsolnay.

Zsolnay, 1887г

Zsolnay Ceramics. Collecting a Culture.  Federico Sonti & Jone Gocher. A Schiffer Book for Collectors. USA.

Кувшин в национальном трансильванском стиле. Zsolnay, 1887 год.

 

Так же в 1877 году, Юлия Жолнай разработала торговую марку, которая долгие годы служила продвижению фабрики. На клейме можно увидеть пять башен пяти средневековых церквей в городе Пече. Немецкое название города Печ — Fünfkirchen, как раз и означает «пять церквей».
Помимо пяти башен, на клейме изображены три прописные литеры «T. J. M.» которые произошли от инициалов имен двух сестер и брата (Терез, Юлия и Миклош).

Клеймо Марка ZsolnayКлеймо на изделиях фабрики Zsolnay

Юлия вышла замуж за Таде (Тадеуша) Сикорского, архитектора польского происхождения, который позже стал дизайнером и художественным руководителем фабрики. Многие изделия из декоративной керамики являются результатом совместной работы супругов: Юлия Жолнай разрабатывала декор, а Тадеуш Сикорский разрабатывал форму. Изготовленные ими изделия были маркированы монограммами «J.S.» и «T.S.».
Благодаря рациональным новаторствам Вилмош постоянно повышал художественный и технологический уровень продукции фабрики.
В XIX веке Всемирные выставки являлись своего рода форумом достижений прикладного искусства и технического прогресса. Помимо прямой коммерческой выгоды, выставки давали возможность определить нужные направления технологического и художественного развития производства.
Первый международный успех пришел к Вилмошу и его керамической мануфактуре на Всемирной выставке в Вене в 1873 году. Там он представил бытовую и декоративную посуду, терракотовые садовые украшения и архитектурные элементы. Некоторые предметы декора были выполнены в традициях венгерской народной керамики, как по форме, так и по декору.
Помимо медали «За заслуги» (Verdients), Вилмош был награжден рыцарским орденом Франца-Иосифа. На этой же Выставке российские Императорские стекольный и фарфоровый заводы были отмечены только почетными дипломами.

Венская выставка 1873 год

Реверс медали  für Verdienste,  Венской выставки 1873 год.

На выставке 1873 года Вилмош познакомился с глазурованной при сильном огне декоративной посудой английской фабрики Minton, и вероятно, именно это вдохновило его на разработку собственных высокотемпературных глазурей. Что в свою очередь привело к улучшению художественного качества продукции и созданию собственного отличительного стиля.
Помимо применения традиционных венгерских мотивов, стиль фабрики Zsolnay отражал влияние персидской керамики и керамики Изник (названная в честь города Изник в западной Анатолии (Малая Азия), где она была изготовлена и производилась с последней четверти 15 века до конца 17 века). Образцы этой керамики находились в коллекции Вилмоша.

Керамика Изник

Образец керамики Изник

На Всемирной выставке в Париже в 1878 году за изобретение высокотемпературного глазурованного фарфора-фаянса Вилмош получил Золотую медаль выставки, а также Орден Почетного легиона. На выставке предприятие представлял 19-летний сын Вилмоша, Миклош.

Парижская выставка 1878 год

Австрийская секция,

Благодаря успеху на Парижской выставке для развития производства были найдены состоятельные инвесторы из нескольких европейских столиц.

Выставка в Париже фарфорЦеремония награждения экспонентов на Парижской выставке 1878г

Производство расширялось. Так в 1885 г. был основан трубный отдел, в 1886 г. — печной (печные изразцы), а в 1895 г. — пирогранитный отдел (архитектурные элементы).
В конце XIX века в декоративной керамике все больше приобретали популярность восточные мотивы. Это побудило сына Вилмоша, Миклоша, лично изучить бизнес, а также художественный и технологический потенциал Ближнего Востока.

Турецко-венгерский стиль. Zsolnay, 1887г

Zsolnay Ceramics. Collecting a Culture.  Federico Sonti & Jone Gocher. A Schiffer Book for Collectors. USA.

Полихромная ваза. Турецко-венгерский стиль. Zsolnay, 1887 год.

 

В 1887-88 гг., Миклош предпринял деловое путешествие на Восток, во время которого устанавливал деловые контакты, продавал керамику своей фабрики и пополнял отцовскую художественную коллекцию. В частности он приобрел коллекцию керамики из Фустата (Fustat- один из крупнейших городов Раннего Средневековья, исторический предшественник современного Каира).

Каир Фурстат Zsolnay

Образец керамики из Фустата

На основе привезенных Миклошем образцов, его отец Вилмош проводил эксперименты с эозиновой технологией, придающей изделиям радужную глазурь разных цветов. Эти технологии хранились в секрете в мастерских Фустата. В 1893 году эти технологии начали применяться на фабрике Zsolnay. Переливающиеся глянцевые глазури отличались большой насыщенностью. Особенно были эффектны рубиновые и «цвета зелени морских глубин».
Эозин (греч. ηως — «утренняя заря»)- ксантеновый краситель (синтетический краситель), интенсивно-розового цвета.
Вилмош разработал уникальное разнообразие вариантов эозина при содействии профессора-химика Винса Варты (Vince Wartha). Они представили свою технологию эозинового стекла, как совместное изобретение на Национальной выставке тысячелетия 1896 года в Будапеште.
В 1891 году компания Zsolnay дебютировала со своими красными эозиновыми глазурями «Rouge», и эта техника оказалась настолько увлекательной, что быстро завоевала популярность среди великих дизайнеров эпохи ар-нуво конца 19-го века, соперничая со стеклом Тиффани. Это экспериментально разработанная Вилмошем Жолнаем, Лайошем Петриком и Винсом Варта глазурь , стала и остается самой популярной торговой маркой фабрики Zsolnay.
Еще одно изобретение Вилмоша это пирогранит. Он был создан для производства архитектурной керамики, для замены дорогостоящей резьбы по камню, используемой для украшения фасадов зданий. Пирогранит был популярен среди ведущих архитекторов того времени (именно во время стиля модерн), поэтому керамика Zsolnay украшает многие общественные и частные здания и помещения в Будапеште и других городах исторической Венгрии.

Вена Городские вазы

Zsolnay Ceramics. Collecting a Culture.  Federico Sonti & Jone Gocher. A Schiffer Book for Collectors. USA.

Парковый архитектурный элемент (ваза), пирогранит, Zsolnay.

Дизайнер- Joseph Maria Olbrich. Венский городской парк.

В конце 1890-х начала 1900-х в мире увеличился спрос на сантехнику, изоляторы для телеграфных, телефонных и электрических систем.
Завод смог охватить и этот рынок электротехнических изделий и сантехники. В период между двумя мировыми войнами производство высоковольтной изоляции составляло экономическую основу завода.
К 1890-м годам фабрика Вилмоша была ведущим заводом по производству керамики в Австро-Венгерской монархии с самым большим ассортиментом продукции и самым большим количеством сотрудников.
На Всемирной выставке 1900 года в Париже была представлена новая коллекция фабрики Zsolnay Разноцветные расписные декоративные вазы Zsolnay Art Nouveau, выполненные в различных техниках, получили единодушное одобрение. Работы художника Абт Шандор Апати (Sándor Apáti Abt )завоевали серебряную медаль, а работы Таде Сикорского завоевали бронзовую медаль.
Между 1900-1910 годами — десятилетие высокого стиля производства фабрики Zsolnay: эпоха модерна. Форма и глазурь — два основных компонента, определяющих стоимость предметов произведенных в ту эпоху. Были экземпляры, подписанные конкретными дизайнерами, хотя фабрика не поощряла экземпляры с автографами художников».
Среди наиболее важных дизайнеров на рубеже веков, были Sándor Apáti Abt, Lajos Mack, Géza Nikelszky, József Rippl-Rónai.

Zsolnay

Цех росписи на фабрике Zsolnay

Многие видные общественные деятели, известные художники и знатоки, а также многочисленные другие высокие гости со всей Европы посещали фабрику Zsolnay.

Nabis.  Zsolnay, 1909г

Zsolnay Ceramics. Collecting a Culture.  Federico Sonti & Jone Gocher. A Schiffer Book for Collectors. USA.

Ваза с ландшафтным рисунком в стиле живописи Nabis.  Zsolnay, 1909г

 

После смерти Вилмоша 23 марта 1900 года, управление производством взял на себя его сын Миклош Жолнай (Miklós Zsolnay).

Miklós Zsolnay

В 1907 году в городе Печ была открыта статуя Вилмоша Жолнаи, первая известная статуя в Венгрии в честь не государственного деятеля или представителя духовенства, а предпринимателя, что подчеркивало его важность личности Vilmos Zsolnay в торгово-промышленном развитии города.

Город Печ Жолнай

Статуя Vilmos Zsolnay в городе Печ

Первая мировая война пошатнула экономические основы фабрики. После распада Австро-Венгерской монархии фабрика потеряла большую часть своих сырьевых ресурсов и рынков сбыта.
Спрос на украшения сократился. Завод поддерживался растущим спросом на низковольтные и высоковольтные изоляторы.
Во время Второй мировой войны завод сильно пострадал.
После войны и национализации фабрики при коммунистическом режиме новое руководство отменило «буржуазные» традиции, под которыми подразумевалось, прежде всего, производство декоративных изделий. В период с 1948 по 1953 год фабрика продолжала выпуск фарфоровых изоляторов.
Это были трудные годы для членов семьи Zsolnay; 17 членов семьи были заключены в тюрьму или депортированы на более короткие или более длительные сроки. Большинство из них не допускались на фабрику до смены режима 1989 года.
В 1982 году с возобновлением рыночной экономики компания восстановила свою операционную независимость, была реорганизована, и имя Zsolnay было возвращено. В 1991 году фарфоровый завод Zsolnay (Жолнаи) стал акционерным обществом, а через пять лет его купило частное инвестиционное предприятие.
В 2012 году швейцарско-сирийский бизнесмен по имени Bachar Najari купил компанию в городе Печ.
Помимо фабрики, в Пече существует музей Zsolnay основанный в 1928 году.

ваза Zsolnay

Частная коллекция. 1862г. Ваза в Персидско-Венгерском стиле. Zsolnay Ceramics. Collecting a Culture.  Federico Sonti & Jone Gocher. A Schiffer Book for Collectors. USA.

Источники:
Клейма на фарфоре европейского и российского производства, Хрощицкий Леон.
Энциклопедия европейской керамики и фарфора. Хэггар Р., М, 2002г
The illustrated catalogue of the Paris International Exhibition. 1878.
Журнал «Всемирная иллюстрация», 1873, Т10 и 1878, Т20.
Журнал «Нива», 1873 №35 и 1878 №27.
Zsolnay – Zsolnay Teréz & M. Zsolnay Margit: A gyár és a család története 1863-1948, Sikota Gyözö: A gyár története 1948-1973 (1974) Corvina Kiadó, Budapest, Magyarország
Constantin von Wurzbach: Zsolnay, Julie. In: Biographisches Lexikon des Kaiserthums Oesterreich. 60. Theil. Kaiserlich-königliche Hof- und Staatsdruckerei, Wien 1891, S. 284.

В статье использовались иллюстрации: Zsolnay Ceramics. Collecting a Culture.  Federico Sonti & Jone Gocher. A Schiffer Book for Collectors. USA.

Луна. Париж 1900 год. Zscolnay

Bust called «Luna». Paris 1900 год. Zsolnay Ceramics. Collecting a Culture. Federico Sonti & Jone Gocher. A Schiffer Book for Collectors. USA.

Все права на данную статью принадлежат Вячеславу Минину. Любое копирование и использование только с разрешения правообладателя.
Дата 12.12.2022 год.