Что ищем?

Фарфор KPM

Фарфор KPM

Королевская мануфактура в Берлине относится к одной из старейших в Европе.

Её основателем был крупный предприниматель, владелец суконных фабрик В.-К. Вегели (Wilhelm Caspar Wegely). Фарфор KPM.  В 1752 году на его небольшом предприятии стали выпускать первые изделия из фарфора силами приглашённых майсенских мастеров. Формирование ассортимента выпускаемых изделий было поручено одному из ярчайших саксонских модельмейстеров Э. Райхарду, который согласно вкусовым и стилистическим предпочтениям времени исполнял модели фигур в  духе искусства  «галантной эпохи». Самые ранние изделия периода Вегели  маркировались поставленной кобальтом литерой «W». Однако экономические трудности и разразившаяся Семилетняя война вынудили предпринимателя продать фарфоровое производство. На непродолжительное время его следующим владельцем стал известный меценат  И. Готцковский (Johann Ernst Gotzkowsky). Он смог выкупить не только сохранившееся оборудование, но и гончарные секреты производства. Благодаря значительному вкладу, которые внесли в дальнейшее развитие фарфоровой мастерской приглашённые мастера из Мейсена, прежде всего, живописцы И. Боррман, И. Клипфель, скульптор Ф. Мейера и др., изделия мануфактуры Гоцковского стали конкурентно способные на европейском рынке «белого золота». К показательным по мастерству и технике исполнения относятся скульптуры из модных в то время серий «Времена года», «Части света» и пр.

В период наивысшего расцвета берлинской мануфактуры (Фарфор KPM) это 1760-1780-е гг. её следующим владельцем стал прусский монарх Фридрих II, тонкий ценитель и страстный коллекционер фарфора. С тех пор изделия фабрики Königliche Porzellan-Manufaktur Berlin маркируются кобальтово-синим королевским скипетром.

Под бдительным патронажем прусского правителя, запретившего импорт иностранного фарфора, мануфактура стремительно развивалась. Предприятие специализировалось на сервизных комплексах и выпускало широчайший ассортимент фарфоровых изделий, включая фарфоровые рамы для зеркал,

интерьерные ваз и другие всевозможные предметы внутреннего убранства. Значительное число сервизных ансамблей предназначалось в качестве дипломатических даров европейским монархам. Среди истинных шедевров, прославивших KPM стал роскошный десертный сервиз (в России его назвали Берлинским), прославляющий победы российского оружия в русско-турецких воинах. Заказ на его изготовление был передан на Королевскую фарфоровую мануфактуру в апреле 1770 года, а летом 1772 года сервиз прибыл в Россию. В соответствии с традицией того времени наиболее важным в идеологическом и композиционном отношении элементом сервиза было многофигурное настольное украшение — сюрту-де-табль (surtout-de-table). Украшение «Десерт-Триумф», выполненное скульпторами-модельерами Ф. Э. и В. Х. Майерами, состоит из сорока фарфоровых фигур: императрица, сидящая на троне под балдахином, а вокруг неё, на ступенях, фигуры, представляющие все народы России в национальных костюмах, и аллегорические композиции. Роспись десертных тарелок (120 штук) была исполнена живописцем И. Б. Борманном с изображениями батальных и бивуачных сцен на тему ведущейся Россией победоносной войны с Турцией. Ни одна из композиций не повторялась. Императрица очень гордилась этим подарком и, как свидетельствуют записи в Камер-фурьерском церемониальном журнале, с нескрываемым удовольствием демонстрировала «Десерт-Триумф» гостям в августе 1772 г[1].

В 1778 г. прусский король Фридрих II заказал и тогда же, предположительно, подарил великому князю Павлу Петровичу так называемый Берлинский сервиз.(Фарфор KPM) Предметы этого фарфорового комплекса украшены черными двуглавыми орлами под короной с двумя гербами в щитках на груди: российского и герцогства Голштейн-Готторп – наследного владения Павла по отцовское линии. В росписях на чашках и блюдцах обращает на себя внимание включение дополнительных геральдических деталей. В частности, выделяется изображение цепи ордена Св. Апостола Андрея Первозванного со знаком ордена, а также орденские ленты со стилизованными знаками орденов Св. Александра Невского (красная лента) и Св. Анны (красная лента с жёлтой каймой по краям). При императоре Павле I на фарфоровом заводе в Петербурге изготовлялись дополнения к этому Берлинскому сервизу – русские изделия снабжены специальными марками в виде синей подглазурной монограммы П под короной, прописанной золотом.

Конец XVIII столетия было поистине временем больших сервизных ансамблей, которые украшали парадные трапезы всех без исключения европейских монархов. Фридрих II с невиданной щедростью одаривал сервизами своей придворной мануфактуры и своих августейших родственников. А лично для прусского монарха на КРМ было исполнено более 20 сервизных комплексов, многие из них состоят из более чем 400 предметов. Вся продукция берлинской мануфактуры  этого периода отличается непревзойдённым качеством как технического исполнения, так и художественной проработки деталей.

Технологические и художественные процессы производства постоянно усовершенствовались, во многом благодаря финансовой поддержке Фридриха. Исследовательская лаборатория под руководством Г. Зегера (Hermann Seger) проводила огромнейшее количество опытов и экспериментов. В результате на производстве появились новые виды глазури и мягкого фарфора.  К примеру, в 1784 году в красочной палитре живописного цеха КРМ появился прославленный голубой цвет, известный всем как «Блю Морант», ставший одной из «визитных карточек» берлинского королевского фарфора.

До конца XVIII века продукция КРМ исполнялась согласно стилистическим предпочтениям времени в стиле «рококо», уже в конце столетия в ассортименте завода появляются первые «классицистические» формы и в последующий период завод стен разрабатывать вазы и сервизы в модном стиле ампир. К наиболее ранним произведениям классицизма в прусском фарфоре относится  сервиз «Курляндия», исполненный по заказу герцога Курляндского. Строгие, лаконичные формы предметов с угловатыми ручками стали настолько популярны, что до сих пор входят в ассортимент выпускаемых изделий Фарфор KPM.

Эпоха историзма не привнесла в художественную эволюцию берлинского завода значительных изменений и впечатляющих побед. КРМ исправно продолжал работать создавая вещи «в стилях» наподобие своих европейских соседей — Севрской мануфактуры, заводах в Вене, Санкт-Петербурге и др. Часто, обращались к уже зарекомендовавшим себя формам и художественным приёмам прошлого века.  Показательным примером использования форм и моделей прошлого стал сервиз 1894 года, рассчитанный на 48 персон (обеденная и десертная части), в состав которого вошли фигуры, созданные по моделям скульптора Ф. Э. Мейера  1765–1766 гг. Оригинальные фигуры украшают знаменитый «Первый потсдамский сервиз» прусского короля Фридриха II.

Этот сервиз был преподнесён германским императором Вильгельмом II к бракосочетанию последнего российского императора Николая II с принцессой Алисой Гессенской (по принятии православия – Александра Фёдоровна). При дворе Николая II сервизом, подаренным императором Вильгельмом II, пользовались вплоть до 1917 г. Затем, на протяжении пяти лет, до 1922 г. фарфор хранился в Сервизной кладовой Зимнего дворца.

В конце XIX столетия, значительное влияние на развитие предприятия оказал стиль модерн (или югендстиль). В 1908 г. художественным руководителем КРМ становится Т. Шмуц-Баудисс, благодаря которому берлинский фарфор Ар Нуво достигает непревзойдённых высот. Его новаторские введения, эксперименты с красками, глазурями и формами, а также свобода творческого воплощения интереснейших проектов заставила вновь говорить всю Европу о берлинском королевском фарфоре как о явлении в декоративно-прикладном искусстве рубежной эпохи. К примеру, под его руководством был переведён в фарфор скульптурный ансамбль художника А. Амберга. Первоначально мастер создал серебряные модели  нескольких фигурок, предназначавшихся к свадьбе наследного принца Фредерика Вильгельма Прусского и Сесилии Мекленбург-Шверинской. Дизайнерское решение композиции было крайне смелым для своего времени, поскольку невеста была изображена обнажённой. Тем не менее, Шмуц-Баудисс побился возможности воплотить этот памятник пластического искусства своего времени в фарфоре. Свадебное шествие было удостоено золотой медали на Всемирной выставке 1910 года в Брюсселе.

К выдающимся произведениям этого времени относится не только пластика малых форм, расписанных как и вазы и проч. изделия в подглазурной технике росписи, но и новые посудные формы, среди которых  посуда «Ceres», созданная в 1912 году, занимает обособленное положение.

После 1918 года завод перешёл в государственную собственность, его переименовали в Государственную Фарфоровую мануфактуру (Staatliche Porzellan-Manufaktur) с сохранением оригинальной исторической марки KPM.

При подготовке материала статьи Фарфор KPM использованы следующие источники:

— Ляхова Л. В. Западноевропейский фарфор и российская история: «Берлинский десертный сервиз», подаренный Фридрихом II Екатерине II, в контексте российской дипломатии // Петербург – место встречи с Европой : материалы IX Царскосельской науч. конференция. / ГМЗ «Царское Село». СПб., 2003.

— Казакевич Н. И. Западноевропейский фарфор в Эрмитаже: История собрания. СПб., 2003.

Из Сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII — начала XX века: каталог выставки / Государственный Эрмитаж.  СПб. 2016

— Lenz G. Berliner Porzellan: Die Manufaktur Friedrichs des Grossen: 1763–1786. Berlin, 1913. Bd. 1.

— Wittwer S. Raffinesse & Eleganz: Konegliche Porzellane des fruhen 19. Jahrhunderts aus der Twinight Collection New York. Munchen, 2007.

[1]     Камер-фурьерский церемониальный, банкетный и походный журнал 1772 года. СПб., 1858. С. 113.