Что ищем?

Фарфор Советских заводов

Фарфор Советских заводов

Фарфор Советских заводов

«Советский фарфор» в моей жизни. «Фарфоровая ностальгия».

Моя любовь к фарфору, имела определённые основания. Родился я в «фарфоровой слободе», что возле соответственно Фарфорового завода. Наши соседи работали на этом славном предприятии. Мама то же могла бы там работать и даже брала уроки у известного художника по фарфору А.А. Соловьёва, который жил неподалёку. Участвовала в конкурсном отборе и прошла, но к сожалению жизненные обстоятельства не позволили осуществить до конца. Это на подсознании отразилось на любви к этому «белому золоту».

Воспоминания.

У многих «советских людей» есть те или иные воспоминания, связанны с милыми, немного наивными, но такими уютно-привычными атрибутами домашних интерьеров. Вспоминаю стоявшую на комоде у бабушки фарфоровую фигуру гармониста в гимнастёрке. На буфете стояла фигурка Алёнушки с козлёночком (автор А.А. Киселёв). Меня, как будущего защитника Отечества, привлекала конечно фигура весёлого, бравого военного («солдатик» только   без оружия, но с гармошкой). Намного позже узнал, что это знаменитая работа скульптора Велиховой С.Б. и художницы Лупановой Е.Н. – 1949 год.
Помню любимую мамину вазу с синими ягодами-плодами на белом фоне, к сожалению, разбившуюся ( стильное произведение В.М. Городецкого и Т. Линчевской — ваза «Синие сливы»). Или керамический «чёрный котёнок» в стилистике 60-х, главный персонаж игры младших двоюродных сестёр.

А «конь златогривый» (скульптор И.С. Ефимов) у тёти в серванте. «Зоопарк» небольших зайчиков, лисичек и птичек разной величины, кто предполагал, что играемся «уникальными произведениями малой пластики», таких «мэтров», как Ризнич И.И., Воробьёв Б. Я. , Блохин В. И.  Таких воспоминаний у каждого наберётся- множество.
Как у классиков – …Помню, игрывал в гостиной, на ковре Хорасан, глядя на гобелен «Пастушка».

Это фарфоровое многообразие украшало открытые мебельные плоскости, зачастую покрытые ажурными и вышитыми салфеточками. Это  было показателем уюта, а также благосостояния владельцев. Некоторые называли подобное –мещанством, но большинство это не останавливало и люди с удовольствием приобретали фарфоровые фигурки, вазочки тому подобное, для себя и в подарок.

Фарфоровые вещи умели радовать.

Все это нити памяти, приятные воспоминания. Эти предметы, так теперь называют «советского фарфора» окружали нас, скрашивали повседневность. Взрослые ценили эти «хрупкие создания» и далеко не всегда давали их нам, детям, в руки. Потому эти вещи становились еще более привлекательными и вожделенными. Дети вырастали, менялась мода, стили. Но эти замечательные вещицы оставались мостиком в наше детство.
Сегодня, уже интересуясь фарфором «по-взрослому», по-иному смотришь фотографии или фильмы того времени. Уже не следишь за давно известным сюжетом кинопроизведения, а рассматриваешь обстановку, окружающую героев, «приметы того времени», в том числе и керамику.

Вот к примеру фильм — «В добрый час» 1958 года с Харитоновым, где в квартире благополучной московской семьи, можно увидеть собрание кукрыниксовских фарфоровых фигурок (Прокофьев, Москвин, Качалов), на стене висят парные тарелки «Лель», можно разглядеть статуэтки «Девушка с венком» Столбовой Г.С., «Девушка со снопом» (артель «Керамик») и т.д.
А в фильме «За витриной универмага». Помните, влюблённый милиционер скупал  фарфоровые вазочки, а также фигурки, сахарницы и чашки? На пример там вы увидите и фарфорового слона скульптора-анималиста Воробьёва Б.Я., бюст Максима Горького, работа Стамова В.Г. Полный ассортиментный «советского фарфора» 50-х годов. Вот была бы коллекция для нынешних антикваров.

Фарфор Советских заводов

А чайные сервизы «кобальтовая сетка» А. Яцкевич, которые присутствуют во многих фильмах советского периода. Ведь почти в каждой семье были и есть- ТАКИЕ ЖЕ!
«Наши фильмы», кладезь отображения бытования предметов того времени и фарфора.  Любителям фарфора доводилось делать «стоп кадр» или «скриншот», чтобы получше разглядеть мелькнувший предмет и даже рассмотреть клеймо на дне чашки. И возможно создавать легенду, что тот или иной кино герой пользовался или имел у себя в интерьере подобный фарфоровый предмет.

Много известно о фарфоре периода СССР, знаем кто и когда создавал ту и или иную вещь, клеймо какой фабрики и какого времени стоит, знаем коммерческую ценность предмета. Помимо этого «Фарфор советских заводов» это не только понятие, которое отражает былое и культурную ценность. Это ностальгическая связь с лучшим, несмотря ни на что, временем нашего детства и юности.

Сегодня многим хотелось бы иметь у себя дома приятный символ воспоминаний, ставший к тому же престижной антикварной- достопримечательностью.

Супница,фарфор советский

Супница, Советский фарфор

 

Супница. Размеры: Высота 18 см, Длина 28 см. Золотые элементы в декорации, гжель. Марка на фарфоре отсутствует.